Исследование агрессивного поведения у младших школьников

Скачать курсовую работу на тему: "Исследование агрессивного поведения у младших школьников". В которой проведено экспериментальное исследование агрессивного поведения у младших школьников; разработана программа коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
27.10.2025
Объем файла
177 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Одной из актуальных проблем в общеобразовательных учреждениях является агрессивное поведение детей младшего школьного возраста. На проявление агрессивного поведения могут влиять многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Понимание механизма формирования агрессивных действий у детей младшего школьного возраста помогает не только объяснить причины агрессивного поведения школьников, но и найти средства психологического воздействия на ребенка, выяснить основные направления психолого-педагогической коррекции и профилактики агрессивных проявлений в поведении уже в начальной школе.
Вопросы агрессивного поведения рассматриваются многими зарубежными и отечественными исследователями. В частности, в зарубежной практике агрессивное поведение рассматривается в рамках инстинктивного подхода (З. Фрейд, К. Лоренц и др.), биологического (В. Гесс, Р. Джекобс, С. Медник, Д. Олдс и др.), фрустрационного (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н.

Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы коррекционной работы агрессивного поведения с младшими школьниками ……………………………………… 6
1.1. Основные понятия и категории, связанные с агрессивным поведением……………………………………………………………………. 6
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников……………………………………………………………………. 9
Глава 2. Организация экспериментального исследования агрессивного поведения младших школьников и методы коррекционной работы ……... 13
2.1. Организация констатирующего этапа эксперимента и его результаты 13
2.2. Организация формирующего этапа эксперимента…………………….. 19
2.3. Организация контрольного этапа эксперимента и его результаты ….. 21
Заключение …..……………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы ………………………………………….. 26
Приложение А Результаты бесед с классным руководителем, школьным психологом и педагогического наблюдения на выявление склонности к агрессивному поведению ………………. 30
Приложение Б Диагностика с помощью опросника Л.Г. Почебут………... 31
Приложение В Результаты коммуникативной игры «Путешествие на остров»………………………………………………………………………… 32
Приложение Г Программа коррекции агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………......................... 33

Список используемой литературы и используемых источников

1. Александрова, Е.В. Теоретические подходы к организации исследования по коррекции агрессивного поведения у младших школьников / Е.В. Александрова // Интеграция наук. - 2018. - № 8 (23). - С. 517-518.

2. Башкатова, Ю.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с разным уровнем агрессивности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. - Ярославль, 2014. - 318 с.

3. Бусыгина, А.А. Коррекция агрессивного поведения как научная проблема / А.А. Бусыгина, С.Г. Олешко // Векторы образования: от традиций к инновациям: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (Анапа, 26–30 октября 2020 года). - Краснодар: ИД Юг, 2020. - С. 12-13.

4. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2017. – 336 с.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2020. - 161 с.

6. Голованов, В.П. Психолого-педагогическая поддержка и коррекция развития личности детей с агрессивным поведением / В.П. Голованов // Педагогика: история, перспективы. - 2020. - Т. 3. - № 6. - С. 123-129.

7. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: ФЛИНТА, 2018. - 272 с.

8. Гученок, Е.С. Роль педагога в профилактике и предотвращении агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста / Е.С. Гученок, К.Ю. Брешковская // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта: сборник материалов международной научно-практической конференции (Орехово-Зуево, 08 декабря 2016 года). - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - С. 164-168.

9. Лапп, Е.А.  Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учебное пособие / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. - М.: Юрайт, 2021. - 147 с.

10. Лапыгин, Ю.Н.  Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Юрайт, 2021. - 248 с.

11. Ленючева, А.В. Особенности и коррекция агрессивного поведения младших школьников / А.В. Ленючева, В.Б. Чупина // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы V Международной научно-практической конференции (Красноярск, 22–23 ноября 2018 года). - Красноярск: Версо, 2018. - С. 541-544.

12. Микляева, Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: моделир

Данные факторы выступают предпосылкой функционирования личности младших школьников, которые проявляют агрессивное поведение.
Наибольший интерес в рамках изучения темы агрессивного поведения представляют реакции. На рисунке 3 представлены данные о направленности реакций.
Рисунок 3 - Направленность реакций агрессивного поведения [2, с. 63]
Таким образом, за последние десятилетия, интерес к проблеме детской агрессивности не приходит, а наоборот, растет, что свидетельствует о значимости и актуальности темы курсовой работы. Тем не менее, все еще остаются недостаточно изученными такие важные для педагогической практики аспекты, как выявление совокупности факторов, обусловливающих агрессивное поведение младших школьников, и поиск способов его коррекции. В контексте курсовой работы под агрессивным поведением рассматривается такая форма поведения, которая нацелена на причинение вреда (ф