Опытная психология в духовно-академической науке второй половины XIX – начала ХХ вв.: мученик Иоанн Попов и его труды по нравственному богословию
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы. Психология, как учение о человеческой душе, начиная с середины XIX в., получает благоприятные условия для своего развития во всех четырех духовных академиях, действовавших в России (С.-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской), и служивших кузницей научно-педагогических кадров для нужд духовного образования. Выделение психологии в самостоятельную учебную дисциплину в академиях всячески поощрялось, совершенствовалось качество преподавания, учитывался передовой зарубежный опыт в построении учебных программ и курсов, соответствовавших самым высоким стандартам. В работах, изданных академическими учеными в этот период, находят отражение все без исключения современные психологические идеи и концепции, как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Кафедры философии практически во всех духовных академиях состояли из трех отделений: логики, метафизики и психологии. Курсы психологии строились первоначально как курсы философской психологии. Таким образ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ, АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И. В. ПОПОВА 20
1.1. Контуры интеллектуальной биографии 20
1.2. Традиционным путем: семья, воспитание и образование. Особенности личности 21
1.3. Академическая и редакторская деятельность 26
1.4. Общественная деятельность 31
1.5. Аресты, лагерь и ссылки. Мученическая кончина 36
1.6. Выводы по 1-й главе 41
ГЛАВА II. ОПЫТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ. 43
2.1. Философская антропология и опытная психология в духовных академиях 43
2.2. Опытная психология в трудах богословов петербургской психологической школы 48
2.3. Опытная психология, как основа научного нравственного богословия 54
2.4. Выводы по 2-й главе 63
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ТРУДАХ И. В. ПОПОВА ПО НРАВСТВЕННОМУ БОГОСЛОВИЮ 67
3.1. Источники психологизма 67
3.2. Интерпретация основных понятий нравственного богословия 73
3.3. Выделение формальной и материальной сторон нравственности как основа метода 77
3.4. Разбор магистерской диссертации 78
3.6. Идеал церковной жизни: «Св. Иоанн Златоуст и его враги» 92
3.7. Аскетизм и обожение 96
3.8. Выводы по 3-й главе 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 109
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ИСТОЧНИКИ
1.1 Опубликованные источники
1.1.1 Делопроизводственная документация
1. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 19171918 годов. Т. 8. Деяния Собора со 104-го по 129-е / отв. ред. прот. Алексий Колчерин. – М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2018. С. 589, 834–859.
2. Журналы заседания Священного Синода от 30 июля 2003 года. Журнал №31. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4840988.html (дата обращения 28.11.2022).
3. Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного присутствия (1906 г.): В 4-х т. – М.: Общество любителей церковной истории: Изд-во Новоспасского монастыря, 2014. – Т.3: Продолжение журналов заседаний Второго, Третьего, Четвертого и Пятого отделов. – C. 355–356.
4. Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной акаде-мии. 1888. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004114436 (дата обращения 28.11.2022).
5. Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной акаде-мии. 1892. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004115112 (дата обращения 28.11.2022).
6. Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной акаде-мии. 1893. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003029438 (дата обращения 28.11.2022).
7. Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной акаде-мии. 1897. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004115135 (дата обращения 28.11.2022).
8. Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной акаде-мии. 1898. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004115222 (дата обращения 28.11.2022).
9. Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной акаде-мии. 1901. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004115291 (дата обращения 28.11.2022).
10. Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной акаде-мии. 1902. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004115252 (дата обращения 28.11.2022).
11. Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной акаде-мии. 1903. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004115242 (дата обращения 28.11.2022).
12. Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной акаде-мии. 1905. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004115217 (дата обращения 28.11.2022).
13. К правительству СССР. (Обращение православных епископов из Соловецких островов). // Вестник РСХД. – 1927. – № 7. – С. 19–26.
1.1.2 Публицистика
14. Бронзов А. А. Смысл преподавания нравственного богословия в духовных академиях: по поводу современных толков об этом предмете. // Христианское чтение. – 1898. – № 1. – С. 112-119.
15. Евдоким (Мещерский), архим. Из академической жизни // Богословский вестник. – 1901. – Т. 1 – № 2. – С. 333–362 (2-я пагин.).
16. Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899–1900 и 1900–1901 учебные годы // Богословский вестник. – 1902. – Т. 1 – № 2. – С. 411–430 (2-я пагин.).
17. Тареев М. М. Церковность, как принцип нравственного богословия: [Вступит. лекция по нравственному богословию] // Богословский вестник. – 1909. – Т. 3. – № 9. – С. 24–93 (2-я пагин.).
1.1.3 Источники личного происхождения (дневники, мемуары, переписка, памятные статьи, некрологи):
18. Арсений (Стадницкий), митр. Дневник. Т. 1: 1880–1901. По материалам ГА РФ / Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 360–361.
19. Арсений (Стадницкий), митр. Дневник. Т. 2: 1902–1903. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 9596, 115116, 150.
20. Арсений (Стадницкий), митр. Дневник. Т. 3: 1903–1905. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. С. 241244.
21. Богданова Т. А., Клементьев А. К. Письма профессоров Московской Ду-ховной Академии профессору Петроградской Духовной Академии Нико-лаю Никаноровичу Глубоковскому (1902-1921 гг.) – Вестник Екатерин-бургской духовной семинарии, 2021. – № 35. – C. 267–332.
22. Бронзов А. А. Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, как профессор нравственного богословия в СПб. Духовной Академии. – Христианское чтение. – 1899. – № 10. – С. 560–572.
23. Волков С. А. Возле стен монастырских. Мемуары. Дневники. Письма. Публикация, вступительная статья, примечания и указатель А. Л. Никитина. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000. С. 106108.
24. Глубоковский Н. Н. За тридцать лет (1884–1914 гг.). // У Троицы в Академии. 1814–1914 гг. / Юбилейный сборник исторических материалов: Издание бывших воспитанников московской духовной академии. – М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1914. С. 737–755.
25. Зарин С. М. 30-летие учено-богословской и духовно-учебной деятельности проф. А. А. Бронзова // Церковный вестник. 1913. – № 43. – Стлб. 1332–1338.
26. Киприан (Керн), архим. Воспоминания о митрополите Антонии (Храпо-вицком) и епископе Гаврииле (Чепуре) / Архимандрит Киприан (Керн). – 2-е изд., испр. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 143 с.
27. Марков Д. А. Воспоминания о Московской духовной академии начала XX века // Богословский вестник. 1910. № 11–12. С. 725, 735.
28. Пятидесятилетний юбилей протоиерея Вяземской Спасо-Преображенской церкви Михаила Петровича Попова. // Смоленские епархиальные ведомости. – 1865. – № 8. – С. 318–321.
29. Ради мира церковного: Жизненный
По мнению А. И. Абрамова, большое влияние на Карпова оказал Г. С. Сковорода с его учением «о трех мирах и двух натурах». Мир Сковорода понимал, как чувственный, метафизический и абсолютный. Человек также трояким образом входит в мир: через внешние ощущения, через «мыслимую» связь со сферой бытия и через духовное созерцание, связывающее его с самим Богом. Только при наличии троякой гармонии и единства в душе человека «все сложится в одну беспредельную космораму и, став в приличном отношении к целому сольется в один аккорд, в одну священную песнь Всевышнему». Отсюда «закон гармонического бытия вселенной», краеугольный камень всей системы Карпова.
Кроме сознания, можно выделить еще один принцип, на котором строил свою систему Карпов: «…принцип, требующий объединения всех наук в одно целое и, соответственн

