Царственное священство, народ святой» в свете богословско-исторического наследия протопресвитера Николая Афанасьева

Скачать магистерскую диссертацию, в которой показано, как изменилась средневековая «политика» Католической Церкви в отношении мирян после Второго Ватиканского собора. Рассмотрен ряд церковных документов, регулирующих нормы служения мирян в Церкви.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
09.05.2024
Объем файла
327 Кб
Количество страниц
98
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3600 руб.
4500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее исследование посвящено творчеству выдающегося богослова, историка и канониста прот. Николая Афанасьева (1893–1966). Отца Николая по праву можно считать важнейшей богословской фигурой прошлого века и современности, каковым он навсегда останется в памяти его последователей и неравнодушных читателей. Первоначальной областью исследований отца Николая была церковная история. В 1965 г., находясь на пороге в вечность, отец Николай писал своему другу иезуиту Бернхарду Шульце в Ватикан, где в письме называл себя «историком, и почти исключительно историком». Именно историю полагает Афанасьев в основание своей «Евхаристической экклесиологии», и из неё же рождается богословие священства мирян.
Сегодня находится немало богословов, пытающихся обвинить отца Николая в разного рода исторических спекуляциях и богословских неточностях, однако, как он сам не раз подчёркивал, «в основе его Евхаристической экклесиологии лежит не абстрактная спекуляция, а опытное знание – установленное

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава I. Евхаристическая экклесиология протопресвитера Николая Афанасьева 17

I.1 Сущность и эмпирические формы Церкви 23

I.2 Церковное единство и многообразие экклесиологических концепций: типологизация и соотносительность 26

I.3 Типы экклесиологии 28

Глава II. Служение мирян в Церкви 31

II.1 Учение о всеобщем священстве христиан: от апостолов к святым отцам 31

II.2 От епископов-пресвитеров к епископам и пресвитерам 43

II.2.2 Появление и дальнейшее развитие богословия «сугубого священства» в связи с учением о «первосвященстве епископа» 44

II.3 Поставление в лаиков 46

II.3.1. Возложение рук 49

II.3.2. Миропомазание 50

II.3.3. Облачение 51

II.3.4. Пострижение 55

II.4 Отличие общего священства от иерархического 57

II.5 Возникновение трёхступенчатой иерархии 59

II.6 Служение народа Божьего в Евхаристии и других таинствах 60

II.7 Участие мирян в церковном управлении 63

II.8 Развитие «сугубого священства» в церковном литургическом предании и их взаимное влияние 64

II.9 История происхождения христианского храма; проблема «изобразительного символизма» в контексте «идеи посвящения» 66

II.9.1 Предхрам 68

II.9.2 Cимвол и «изобразительный символизм» в богословии протопресвитера Александра Шмемана: к вопросу т. н. «литургического благочестия» 71

II.10 Чтение тайносовершительных молитв: вслух или про себя? 76

II.11 Disciplina arcani 77

II.12 Практика причащения верных в эпоху ранней Церкви 80

II.13 Царственное священство мирян: протестантское учение или Предание Церкви? 82

Глава III. «Служение мирян» в современном христианском богословии и церковных документах 83

III.1 Католическая Церковь и Второй Ватиканский Собор: Apostolatus laicorum 83

III.2 Богословы Второго Ватиканского Собора 84

III.2.1 Анри Де Любак 85

III.2.2 Ив Конгар 85

III.2.3 Ганс Кюнг 87

III.3 Православная Церковь 90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 98

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. Августин Иппонский, блж. О граде Божием. В 4 т. Том IV. СПб.: Алетейя, 1998. 595 с.

2. Аксаков Н. П. «Духовенство» и «миряне» – причт и прихожане // Церковный вестник. 1907. № 9. С. 286–290.

3. Анри де Любак, кард. Парадокс и Тайна Церкви: Пер с итал. Милан: NOVA ET VETERA, 1988. 350 с.

4. Афанасьев Н., прот. Вступление в Церковь. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. 454 с. 

5. Афанасьев Н., прот. Народ Святой // Православная мысль. Труды Православного Богословского института в Париже. Вып. 6. Париж: YMCA-PRESS, 1948. С. 5–18. 

6. Афанасьев Н., прот. Служение мирян в Церкви. М.: Изд-во СФИ, 1995. 102 с.

7. Афанасьев Н., прот. Таинства и тайнодействия (Sacramenta et sacramentalia) // Православная мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Вып. 8. Париж: YMCA-PRESS, 1951. С. 17–34.

8. Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1991. 93 с. 

9. Афанасьев Н., прот. Церковь Божия во Христе. Сборник статей. Пер с франц. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. 704 с. 

10. Афанасьев Н., прот. Церковь Духа Святого. Киев: Quo Vadis, 2010. 480 с.

11. Афанасьев Н., прот. Экклезиология вступления в клир. Киев: товарищество «Задруга», 1997. 110 с.

12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2013. 2047 с.

13. Булгаков С., прот. Храм и град // Вестник Русского христианского движения. 1931. № 1. С. 5–7.

14. Григорий Богослов, свт. Песнопения таинственные. М.: Правило веры, 2004. 670 с.

15. Дионисий Ареопагит, сщмч. О Церковной иерархии // Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. В 3 т. Т. III. М.: МФТИ, 2000. 354–394.

16. Документы Второго Ватиканского Собора. М.: Паолине, 1992. 710 с.

17. Евсевий Кесарийский. Церковная история. В 10 кн. Кн. X. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. 544 с. 

18. Игнатий 

В собрании верных служение осуществляется всеми членами, поэтому недаром слово «литургия» (по греч. λειτουργία) означает «общее дело». Евхаристия как благодарение совершается не только пресвитером или епископом, но и всем народом (лаиками), хотя, замечает прот. Николай Афанасьев, «он (народ) священнодействует не так, как последние, которые имеют особое от лаиков служение и особые дары Духа, которых не имеет лаик» ; тем не менее, служение, подчёркивает отец Николай, совершается всеми, именно всеми, а не только некоторыми. И пусть одна из первых его работ получила название «Служение мирян в Церкви», в ней он всё же использовал те термины, которые на его взгляд наиболее верно могли выразить служение царственного священства – «лаики/верные».  
Участвуя в Евхаристии, верные не просто молятся, но истинно, хотя и посредственно, через предстоятеля совершают священнодействие; во-вторых, епископ (пресвитер), согласно литургической практике, не может совершать Евхаристию один, без народа, равно как и наоборот; в-третьих, в отличие от Католической Церкви в Православной никогда не существовало такого понятия как «частная месса». Об этом свидетельствует и литургическая практика Церкви. При произнесении тайных молитв предстоятель обращается к Богу не от себя лично, но от имени всех собравшихся: «Иже херувимы тайно образующи…»; «яко да Царя всех подымем…». При обращении к Богу-Троице, призывании Св. Духа и т. д., молитвы произносятся предстоятелем от первого лица, но не в единственном, а во множественном числе – «мы», «нас», «нам» и т. д. 
Служение лаика (мирянина) есть одна из многих форм служений, существующих в Церкви, подаваемое