Идеологема жертвенности как духовно-нравственный императив программы Коста Хетагурова модернизации осетинского социума на рубеже XIX-XX вв.
ВВЕДЕНИЕ
Процессы модернизации, через которые проходит российское общество за последние тридцать с небольшим лет после распада Советского Союза, помимо схожих черт, имеющих всеобщее распространение, также характеризуются и наличием местной специфики, отражающей особенности исторического пути тех народов, которые входят в состав российского государства. В целом, для специалистов вполне очевидно, что для этих народов, включая народы Северного Кавказа, их успешное прохождение через этот переходный этап трансформации общественных отношений будет в XXI веке во многом зависеть еще и от того, насколько полно и правильно они смогут воспользоваться тем историческим наследием, которым располагают. Вряд ли могут быть сомнения в том, что осетины не составляют в этом отношении никакого исключения, а лишь подтверждают сказанное, давая пример того, насколько важен и востребован исторический опыт народа на крутых поворотах его исторического пути.
С этой точки зрения сегодня для осетин особую з
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……4-29
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ .…………………....30-83
1.0. Общие замечания ………………………………………………..…… 30-35
1.1. Особенности религиозности ………………………………………… 35-44
1.2. Язык и литература ……………………………………………………. 44-49
1.3. Две традиции ………………………………………..……………… 49-53
1.4. Метафизика перехода ………………………………..…………….. 53-61
1.5. Добро и зло ………………………………………………………….. 61-68
1.6. Сырдонова арфа ……………………………………………………….68-76
1.7. Духовно-нравственный императив ……………….………………..76-79
1.8. Дорога к свету …………………………………………..…………….. 79-83
ГЛАВА 2. УСТАНВОКА НА ИСПОЛНЕНИЕ ДОЛГА …..……………. 84-133
2.0. Общие замечания ……………………………………………………84-86
2.1. Богоискательство ……………………………………………………86-93
2.2. Между прошлым и будущим …..………………………..…………..93-101
2.3. «Двуголосое слово» …..…………………………..………………101-113
2.4. Исходный образ ………………………………….….………………113-122
2.5. Экспликация творения ……………………………...………………122-127
2.6. Свобода воли ………………………………………………………..127-133
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ МЛАДШИХ ….....134-183
3.0. Общие замечания …………………………….……….…………..134-137
3.1. Пробуждение ……………………………………..….……………137-146
2.2. Между жизнью и смертью ………………….……………………146-157
3.3. Обряд причастия ………………………………………….………157-166
3.4. Моление о чаше …………………………………………………….166-172
3.5. Акафист Николаю Угоднику …………………………………….172-180
3.6. Сумка ……………………………………………….………………..180-183
ГЛАВА 4. УСЛОВИЯ ЭМАНСИПАЦИИ ЖЕНЩИН ………………..….184-245
4.0. Общие замечания ………………………………..………………….184-188
4.1. Колыбельная песня ……………………………………………….188-196
4.2. Жертвуя собой …………………………………………………….196-202
4.3. «Сказка о мухе и змее» ………………………………….………….202-210
4.4. Мудрая наставница …………………………...……….………….210-216
4.5. Во имя любви ………………………………………………….…….216-222
4.6. Мученичество Сукиасянцев ……………………...………………222-231
4.7. «Мать сирот» ……………………………………………………...231-241
4.8. Несбыточное …………………………………………...……...…….241-245
ГЛАВА 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРНОСТИ СТАРШИМ ………………….246-287
5.0. Общие замечания ……………………………………...………….246-248
5.1. Смена вех ……………………………………………….…………248-253
5.2. Очажная цепь ………………………………………………………..253-259
5.3. Рождение солнца …………………………………..………………..259-262
5.4. Ритуальная чистота …………………………………..……………..262-267
5.5. Средневековые свидетельства ……………………………..………267-283
5.6. Алтарь….. ……………………………………………………………283-287
ГЛАВА 6. НЕПРЕРЫВНОСТЬ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ …………………288-334
6.0. Общие замечания …………………………………..……………..288-293
6.1. Пост …………………………………………………….………….293-301
6.2. Два мира ……………………………………………….…………….301-307
6.3. Годовой цикл ……………………………………………..……….307-315
6.4. Фрески Нузала …………………………………………….………315-322
6.5. Инверсия времени ……………………………..………………….322-331
6.6. Переправа...………………………………………………….……….331-334
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…………335-345
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА …………………………….……………..346-367
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
I. Источники
1. Ирон адæмон аргъæуттæ. Том III. Историон æмæ бынæттон аргъæуттæ, таурæгътæ æмæ хабæрттæ. Цхинвал: Хуссар Ирыстоны паддзахадон рауагъдад, 1962. 363 с.
2. Ирон адæмон сфæлдыстад. Фыццаг том / Чиныг сарæзта Салæгаты З. Дзæуджыхъæу: Ир, 2007. 719 ф.
3. Ирон адæмон сфæлдыстад. Дыккаг том / Чиныг сарæзта Салæгаты З. Дзæуджыхъæу: Ир, 2007. 655 ф.
4. Гарданти М. Уадзимистæ / Сост. Э.Б. Скодтаев. Дзæуæгигъæу: Ир, 2007. 415 ф.
5. Гурциев О.Н. Так возник «Хуыцауы дзуар» // «Северная Осетия», 1.09.2018. № 157 (27636). С. 16.
6. Кайтмазова-Хетагурова О. Письма (1904-1906 гг.) // Дарьял, 1999. № 3 [Электрон. ресурс]. URL: http://www.darial-online.ru/1999_3/olgak.shtml.
7. Коста. Фотоальбом. Владикавказ: Ир, 2000. 128 с.
8. Коцойты А. Уацмыстæ. Дзæуджыхъæу: Ир, 1991. 544 с.
9. Къарджиаты Б. Ирон æгъдæуттæ / Хъодзаты Æхсары редакцигондæй. Дзæуджыхъæу: Рухс, 1991. 161 ф.
10. Мамсыраты Т. Ирон зарджытæ. Цхинвал: Хуссар Ирыстоны рауагъдад, 1965. 75 ф.
11. Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах. Книга 1. М.: Наука, 1990. 431 с.
12. Памятники народного творчества осетин: Трудовая и обрядовая поэзия осетин / Сост. Хамицаева Т.А. Владикавказ: Ир, 1992. 436 с.
13. Памятники устного народного творчества осетин: Сказки о животных / Сост. Хамицаева Т.А. Владикавказ: Алания, 1998. 528 с.
14. Памятники народного творчества осетин: Осетинские народные загадки / Сост. Тменова Дз. Г. Владикавказ: Ир, 2000. 208 с.
15. Токати А. Уацмыстæ. Дзæуджыхъæу: Ир, 2004. 303 ф.
16. Туаев Р. Г. Обычаи осетин. Владикавказ: Респект, 2016. 352 с.
17. Хетагуров К.Л. Осетинская лира / репринт автографа поэта от 3-го сентября 1898 года, Кармадон. Архив СОИГСИ. Фонд Коста Хетагуров, оп. 1, п. 1, д. 1. Владикавказ: Ир, 2009. 240 с.
18. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в 5-ти томах / Составление, подготовка текста, комментарии А.А. Хадарцевой. Редактор Ш.Ф. Джикаев. Т. 1. Владикавказ: РИПП имени Гассиева, 1999. 486 с.
19. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в 5-ти томах / Составление, подготовка текста, комментарии А.А. Хадарцевой. Редактор Ш.Ф. Джикаев. Т.2. Владикавказ: РИПП имени Гассиева, 1999. 402 с.
20. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в 5-ти томах / Составление, подготовка текста, комментарии А.А. Хадарцевой. Редактор Ш.Ф. Джикаев. Т.3. Владикавказ: РИПП имени Гассиева, 1999. 610 с.
21. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в 5-ти томах / Составление, подготовка текста, комментарии А.А. Хадарцевой. Редактор Ш.Ф. Джикаев. Т.4. Владикавказ: РИПП имени Гассиева, 2000. 506 с.
22. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в 5-ти томах / Составление, подготовка текста, комментарии А.А. Хадарцевой. Редактор Ш.Ф. Джикаев. Т.5. Владикавказ: РИПП имени Гассиева, 2001. 719 с.
23. Хетагуров К.Л. Завещание: только одно стихотворение. Владикавказ: Перо и кисть, 2018. 136 с.
24. Циноева Е. Коста Хетагуров. М.: Изобразительное искусство, 1980. 16 с.
II. Литература
1. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Том I. A-K’. М.-Л.: Издательство Академии наук, 1958. 656 с.
2. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Том II. L-R’. Л.: Издательство «Наука
8. Главный вывод заключается в том, что разработанная Коста Хетагуровым программа модернизации осетинского социума оказалась эффективной в силу того, что была поставлена им в общественную повестку дня не только через публицистику и научно-популярные очерки, но главным образом через литературное (поэтическое) и живописное творчество, которое в своей совокупности придавало ей развернутый и детализированный вид, обеспечивая при этом ее вневременной характер. Основные положения этой ментальной по своей природе программы сохранялись в силе и после установления советской власти вплоть до конца прошлого века, когда вновь обострился вопрос об основах идентичности осетин и принципах взаимодействия с внешним миром. Описанный опыт представляет несомненную ценность и в наши дни, давая ориентиры и опоры для определения пути дальнейшего развития осетинского социума, вновь оказавшегося в процессе трансформации, но уже в современных условиях.
9. Описанный механизм непротиворечивого взаимодействия двух духовных традиций, то есть фактически их взаимное дополнение (или симбиоз), заново открытый Коста Хетагуровым, не только обессмертил его имя, но и на целое столетие вперед определил общее направление развития осетинской (аланской), традиции, вновь ставя во главу угла не изоляционизм, а открытость внешнему миру, поиск в нем не различий, а схождений и общих основ. Главной отличительной чертой программы модернизации Коста Хетагурова можно считать ее «архаизирующий» характер, актуализирующий древние архетипы и обеспечивающий преемственность развития общества, что, в конечном счете, и предопределило ее успех и долгую жизнь. В связи со сказанным, представляется, что сегодня, несколько десятилетий спустя после отказа от советской идеологии и поиска