Лексические ошибки в современных СМИ на уроках русского языка в 10-11 классах

Скачать дипломную работу на тему: "Лексические ошибки в современных СМИ на уроках русского языка в 10-11 классах". В которой определены типичные ошибки в 10–11 классах; выявлена связь между лексическими ошибками в печатных СМИ и лексическими ошибками в речи учеников старших классов.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.10.2025
Объем файла
148 Кб
Количество страниц
46
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Тема лексических ошибок в СМИ является актуальной для современного мира. Сейчас, когда распространяются информационные технологии, и мы пользуемся ими как источником знаний, важно сохранять качество языка. Ведь наш язык является неотъемлемой частью жизни и культуры народа. Качество речи дает понять уровень знаний человека и позволяет занять высокое положение в обществе.
Характер коммуникации в СМИ изменился. Грань между формальным и неформальным общением стирается. Степень неформальности увеличивается, появляются стилистически редуцированные элементы — такие, как сленговые, разговорные, просторечные слова. Это можно встретить на телевидении, в газетах и услышать по радио. Сегодня СМИ не являются средством распространения правильной русской речи. Уменьшение требований к СМИ и увеличение степени свободы постепенно приводит к снижению речевой культуры. В результате речь СМИ, которая должна быть образцом литературной нормы, становится фактором снижения грамотности населения

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1 ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИКИ
1.1 Представление о лексических ошибках……………………………………..…5
1.2 Классификация лексических ошибок……………………………………..……8
1.3 Употребление слов в несвойственном для них значении……………………13
1.4 Словосочинительство…………………………………………….………….....15
1.5 Нарушение правил смыслового согласования слов…………….……………17
1.6 Плеоназм и тавтология…………………………………...…………………….18
1.7 Лексическая недостаточность…………………………………………………20
1.8 Неустраненная (неснятая) многозначность……………………………….….21
1.9 Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений…………..………………………………………………………..…..22
ВЫПОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………...…..……24
Глава 2 ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ
2.1 Тавтология в печатных СМИ……………………………………………….…25
2.2 Плеоназм в печатных СМИ……………………………………………………27
2.3Лексическая недостаточность в печатных СМИ…...……………..…………..29
2.3 Смешение паронимов в печатных СМИ……………………………...………33
2.5 Нарушение лексической сочетаемости в печатных СМИ.. …………….…...32
2.6 Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений в печатных СМИ……………………38
2.7 Словосочинительство в печатных СМИ………………………………….......39
2.8 Роль заголовков в печатных СМИ………………………………………….…40
2.9 Лексические ошибки у учеников 10-11 классов………………………………………………………………………..…..…43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………..……………………………...…50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...……...55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Аргументы и факты 19-25 октября 2022, № 42.
3. Аргументы и факты, 30 ноября - 6 декабря 2022, № 48.
4. Аргументы и факты, 14-20 декабря 2022, № 50.
5. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л.П. Федоренко// Начальная школа. – 1997. – №6. – С. 6 – 10.
6. Алгазина Н.Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений, - М., 1962., - №2. - С. 67 - 72.
7. Баринова Е. А. К вопросу о классификации ошибок в творческих работах учащихся // Русс. яз. в школе, - 1966. – С. 67 - 72.
8. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. – 1534с.
9. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (Билингвизма), 1969. – 248 с.
10. Вишняков О. В. Паронимы современного русского языка - М, 1981. – 248 с.
11. Воронин М. Т. Предупреждение и исправление стилистических ошибок в школе. - М., 1963.- С. 138 - 146.
12. Головина Э. Д. К типологии лексических ошибок в речи учащихся // Детская речь как предмет лингвистического изучения: Меж. вуз. сб. науч. тр. - Л., 1987. – С.138 - 146.
13. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка: учебник для вузов / И. Б. Голуб. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. - С. 21 -31.
14. Добромыслов В. А. Речевые недочёты в письменных работах учащихся средней школы // Русс. яз. в школе. – 1941.№ 1. - С. 36-41.
15. Демиденко А. П. Речевые ошибки - Минск, 1986. – 366 с.
16. Жданов Н. А. Стилистические ошибки в речи учащихся // Русс. яз. в школе. – 1958. – № 3. – С. 53-61.
17. Жинкин Н.И. О кодовых переходах вовнутренний речи // Вопрос языкознания. 1964. №6. - С. 26 -39.
18. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III — VII классов // Жинкин Н. И. Язык — речь — творчество. М.: Лабиринт, 1

Как лексическую ошибку, в одном ряду с плеоназмами, Т. А. Шаповалова рассматривает грамматические перифразы (принимать участие, дать согласие), хотя эти последние вообще не являются ошибками [48, с. 89].
Лексическая недостаточность – пропуск слов, которые являются необходимыми для точного выражения мысли. Из-за лексической недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении. Пропуск слов искажает мысль, которую хотел донести автор.
Например: Новое шоу Филиппа Киркорова собрало зрителей, равных огромному питерскому концертному залу «Юбилейный» (Новое шоу Филиппа Киркорова собрало зрителей, ’по количеству’ равных огромному питерскому концертному залу «Юбилейный»).
Вследствие пропуска слова могут возникнуть различные логические ошибки. Еще в результате пропуска слова может возникнуть и подмена понятия. Недостаточная информативность предложен