Коррекция аффективно-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста с дизартрией посредством арт-терапии
Введение
Национальная система образования России считает основным направлением всестороннее и своевременное развитие детей, их самореализацию и формирование их творческих способностей. С этой целью учебный процесс организован с учётом современных научных достижений, с использованием вариативности образовательных программ, что обеспечивает индивидуализацию обучения, личностно-ориентированное обучение и воспитание. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Таким образом, вопрос своевременного и полноценного развития речи является актуальным.
Проблема речевого развития дошкольников занимает центральное место в педагогике, поскольку именно в этом возрасте происходит формирование и развитие речи, формируются предпосылки для обучения в школе. Овладение родным языком обеспечивает умственное, эстетическое, нравственное воспитание.
Подготовка
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития аффективно-коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Генезис и характеристика нарушений аффективно-коммуникативной у детей дошкольного возраста. 7
1.2. Особенности формирования аффективно-коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 14
1.3. Анализ исследований по проблеме коррекции аффективно-коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией посредствам арт-терапии 21
Выводы по первой главе 33
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 35
2.1. Цели, задачи, принципы, методика и организация проведения констатирующего эксперимента 35
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 40
2.3. Коррекция коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с дизартрией посредствам арт-терапии Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с дизартрией посредствам арт-терапии 46
2.4. Контрольный эксперимент 58
Выводы по второй главе 63
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения 72
Список использованных источников
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – Москва :Астрель Хранитель, 2007. –319 с.
2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ Астрель, 2007. – 224 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – Москва : АСТ Астрель Хранитель, 2006. –331 с.
4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 240с.
5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. – Москва : ВЛАДОС, 2010. – 117 с.
6. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия: учебное пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 287с.
7. Белякова Л.И. Нарушения речи: учебное пособие / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 777 с.
8. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель. – Москва :АСТАстрель, 2005. – 384с.
9. Винарская Е.Н. Дизартрия/ Е.Н. Винарская. – Москва : АСТ Астрель Хранитель, 2006. – 141 с.
10. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – Москва : АСТ Астрель, 2005. – 220 с.
11. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследованиядетей с нарушениями речи: вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2008. – 133 с.
12. Волкова Л.С. Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л.С. Волкова. – Москва : Просвещение, 2009. – 48 с.
13. Воробьева В.К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – Москва :АСТАстрель, 2006. – 158 с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Москва : Просвещение, 2011. – 277 с.
15. Гуровец Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии [Текст]/ Г.В. Гуровец С.И. Маевская //Вопросы логопедии.- М., 1982.- С. 75.
16. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда/ О. Б. Иншакова. – Москва : ВЛАДОС, 2012. – 315 с.
17. Копытин, А. И. Практикум по арт-терапии [Текст]/ А.И. Копытин. - СПб.: Питер, 2000. - 443 с.
18. Кудрина, А.В. Мет
Рисунок выступает в роли средства усиления чувства идентичности ребёнка, дает возможность детям узнать себя, свои способности.
Э. Крамер и Р. Альшулер выделили четыре типа изображений, которые показывают, как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности ребёнка. Это хаотичные и бесформенные каракули, пиктограммы, схемы и, наконец, художественные произведения. Например, каракули представляют собой исходную стадию рисунка ребенка, в более же старшем возрасте они могут выражать уже чувство одиночества и беспомощности. В пиктограммах и схемах в старшем возрасте отражается потребность в защите или сублимация подавленных желаний. Символические изображения являются отражением подавленных аффектов в форме сублимации. Стремление к рисованию свойственно старшим дошкольникам. Оно является свидетельством развития образного мышления ребенка и потребности к самовыражению. Изучение рисунк

