Организация проблемного обучения на уроках биологии при изучении темы «кишечнополостные» в 7 классе основной школы
ВВЕДЕНИЕ
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение — важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения, что обуславливает актуальность исследования.
Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организо
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Обзор литературы по теме исследования 5
1.1 История развития проблемного обучения 5
1.2 Признаки проблемного обучения 9
1.3 Методы и виды проблемного обучения 23
2. Опытно-экспериментальное исследование 29
2.1 Методика организации проблемного урока 29
2.2 Применение технологии на уроках биологии 35
2.3 План урока по биологии для 7 класса на тему «Кишечнополостные» 39 Заключение 46
Список использованных источников 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арбузова, Е. Н. Визуализация образовательного процесса по биологии средствами инфографики / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. – 2017. – № 5. – С. 39-47.
2. Арбузова, Е. Н. Развитие критического мышления и рефлексии при обучении биологии / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. – 2017. – № 3. – С. 23-35.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – Москва : Просвещение, 2015. – 208 с.
4. Бейзеров В.А. Проблемное обучение.// Образование в современной школе. – 2012. – №12. – С.48-52.
5. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. – http // eidos.ru // journal // htm
6. Бруновт, Е. П. Проблемный подход и возможности его использования на уроках биологии в разных классах Текст. / Е. П. Бруновт, Л. В. Реброва // Биология в школе. – 2013. – № 3. – С. 21-22.
7. Воронин Д.М. Подходы к повышению эффективности обучения биологии в школе/ Д.М. Воронин, О.А. Завальцева, О.В. Хотулёва // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2018. – №59-4. – С. 7-10.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – Москва : МГУ, 1985. – 45с.
9. Гусев, М. В. Биологическое образование XXI век Текст. / М. В. Гусев // Биология в школе. 2011. – № 1. – С 25.
10. Данилов, С. В. Гигиенические опыты и самонаблюдения Текст. / С. В. Данилов // Биология в школе. 2014. – № 2. – С. 43-46.
11. Демьянков, Е. Н. Учебные познавательные задачи в обучении биологии Текст. : монография / Е. Н. Демьянков. Орел : ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2017. – 96 с.
12. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. – Москва : Просвещение, 2012. – 175 с.
13. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. – Москва : Педагогическое общество России, 2015. – 256 с.
14. Калинова, Г. С. Контроль знаний и умений с учетом требований к их биологической подготовки Текст. / Г. С. Калинова // Биология в школе. – 2016. – № 6. – С. 27.
15. Калмыкова Е.В. Технология критического мышления. – Москва : АРКТИ, 2010. – 104 с.
16. КлустерД. Что такое критическое мышление? – Москва : ЦГЛ, 2011. – 130 с.
17. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – Москва : Знание, 2011. – 80 с.
18. Лебедев О. Е. Компетентн
Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.
В чём же суть проблемного обучения? Лучше всего обратиться к самому древнему примеру— к тому, как учил Сократ своих учеников около 2,5 тысячи лет тому назад. Водном из диалогов («Феаг») Платон описывает, как к Сократу пришёл юноша Феаг, чтобы узнать, как и у кого научиться быть мудрым. И Сократ, вместо того, чтобы ответить юноше на вопрос, начинает спрашивать его о том, что же он считает мудростью, чего же действительно хочет.
Сократ сам задаёт вопросы ученику, формулируя их так, чтобы ученику было над чем подумать, в то же время хватало знаний дать ответ на вопрос или найти ответ в ходе рассуждений. Длинная череда связанных между собой вопросов, каждый из которых подчинён главному, первому, заданному учеником, заставляет ученика, находя ответы на эти вопросы отвергнуть, наконец, неправильное мнение и утвердиться в истинном. Подобного рода беседы получили название сократических или эвристических, развивающих [2].
В условиях современного обучения, когда ученики не сами приходят к учителям с вопросами, а идут в школу учиться в соответствии с программой учебной работы. Формирование проблемы

