Исполнительские и педагогические принципы Н.К. Метнера
Введение
Сегодня музыкальная культура Китая все чаще обращается к музыкальному наследию русского искусства. Николай Метнер — выдающийся музыкант XX века, по масштабу личности и творчества сопоставимый со своими современниками А. Н. Скрябиным и С. В. Рахманиновым. В начале десятых годов ХХ века имя Метнера начинает звучать как имя третьего крупнейшего композитора на рубеже двух столетий.Его богатая творческая индивидуальность и глубокая натура художника-мыслителя проявились в различных сферах музыкального искусства: композиции, сольном и камерно-ансамблевом исполнительстве, педагогике и литературно-критической деятельности. Через изучение творческого наследия Н.К. Метнера, как комплекса композиторского, исполнительского и педагогического аспектов, нам представляется возможным максимально наглядно воспроизвести для учащихся фортепианную технологию композитора как результат реализации особенностей его музыкального мышления.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Композиторские, исполнительские и педагогические взаимосвязи в творчестве Н.К. Метнера………………………………………………………...6
I.1 Традиции русской фортепианной школы: основные принципы и направления развития……………………………………………………………6
I.2 Особенности влияния традиций русского и немецкого фортепианного искусства на композиторский и исполнительский стиль Н. К. Метнера.………………………………………………………………….12
I.3 Исполнительский стиль Н. К. Метнера-интерпретатора …………...........19
I.4 Педагогические принципы Н.К. Метнера ………………………………...26
II. Векторные направления в процессе освоения фортепианного творчества Н.К. Метнера……………………………………………………………………..33
II.1 Изучение авторских интерпретаций Метнера как одно из направлений в работе над произведениями композитора ……………………………………..33
II.2 Опыт сравнительного анализа интерпретаций (Н. Метнер Сказка c-moll ор.8 № 1…………………………………………………………………….…….43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………49
Список литературы
Асафьев Б.В. Русская музыка: ХIХ и начало ХХ века. Л: Музыка, 1979.392 с.
Алексеев А. Русская фортепианная музыка: Конец ХIХ - начало ХХ века. М.: Наука, 1969. 392 с.
Браудо И. Артикуляция (О произношении мелодии). Л., 1966. 198 с.
Василенко С.Н. Страницы воспоминаний. М.: Музгиз, 1948.188 с.
Гордеева Е.М. Композиторы «Могучей кучки» М: , 1985.445 с.
Гугина Н. А. Николай Метнер // Николай Метнер. Незабытые мотивы / отв. ред. Е. Б. Долинская; ред.-сост. Е. Б. Долинская, М. Г. Валитова. М.: Московская консерватория, 2021. С. 14–18.Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. Музгиз., 1961. 192с.
Долинская Е. Б. Николай Метнер. М.: Музыка; П. Юргенсон, 2013. 328 с.
Долинская Е. Б. Николай и Николай Мясковский // Николай Метнер. Незабытые мотивы / отв. ред. Е. Б. Долинская; ред.-сост. Е. Б. Долинская, М.Г. Валитова. М.: Московская консерватория, 2021. 173–186 с.
Долинская Е. Б. Чета Метнеров в Великобритании // Николай Метнер. Незабытые мотивы / отв. ред. Е. Б. Долинская; ред.-сост. Е. Б. Долинская, М. Г. Валитова. М.: Московская консерватория, 2021. С. 131–139.
Зенкин К. В. О фортепианной миниатюре Метнера // Николай Метнер. Незабытые мотивы / отв. ред. Е. Б. Долинская; ред.-сост. Е. Б. Долинская, М. Г. Валитова. М.: Московская консерватория, 2021. С. 206–224
Конюс Г. Материалы, воспоминания, письма М.: Сов. композитор, 1988.400 с.
Корто А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы. М: Музыка, 1965.364 с.
Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М: Фигаро-центр.148 с.
Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Музыка, 2011. 61 с.
Метнер Н. К. Статьи. Материалы. Воспоминания / сост. З. А. Апетян. М.: Советский композитор, 1981. 351 с.
Метнер Н. К. Статьи. Материалы. Воспоминания / сост. З. А. Апетян. М.: Советский ком- позитор, 1981. 351 с.
Рассмотрим основопологающие принципы русской фортепанной школы, универсальность ее принципов, а также приемственность поколений пеедающих ее основные постулаты. Зарождение профессионального обучения связано с именами зарубежных исполнителей и педагогов, чья деятельность коренным образом повлияла на музыкальное образование в России. Освоение зарубежных методов обучения в преломлении к национальным особенностям русской культуры явилось начальным этапом становления русской исполнительской и педагогической традиции.Период становления и развития фортепианной педагогики в России можно условно поделить на два этапа: доконсерваторский, в котором доминировала роль домашнего учителя, домашнее музицирование и консерваторский, связанный с профессиональным обучением.Особая роль в формировании фортепианного исполнительского искусства в России принадлежала Д. Фильду, ученику М. Клементи, чья педагогическая деятельность значительно выделялась на фоне западных практикующих музыкантов. Его игру отличало выразительное интонирование, стремление к вокализации инструмента - качество, которое впоследствии станет характерной национальной особенностью русской фортепианной школы.Среди преподавателей фортепиано того времени следует выделить А. Гензельта - автора одного из первых методических руководств по преподаванию игры на фортепиано, а также А. Виллуана - талантливого и прогрессивного педагога, наставника братьев А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов. Его принципы преподавания были построены на рациональном подходе к произведению, развитию техники ученика, настраивали на осмысленное проведение самостоятельных занятий.

