Формирование системы ценностей и гражданской идентичности на уроках окружающего мира
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте говорится о формировании у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.Гражданская идентичность – это свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином. Формирование гражданской идентичности – это многогранный процесс, охватывающий комплекс задач, стоящих перед учителем: воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, школе, улице, городу.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1.1. Сущность понятий «гражданская идентичность» и «система ценностей»
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования системы ценностей и гражданской идентичности у младших школьников
1.3. Возможности предмета «Окружающий мир» в формировании системы ценностей и гражданской идентичности младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2.1. Диагностика уровня сформированности системы ценностей и гражданской идентичности у младших школьников
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию системы ценностей и гражданской идентичности у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
2.3. Анализ результатов исследования уровня сформированности системы ценностей и гражданской идентичности
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
1. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность». Сборники конференций НИЦ Социофера / К.А. Абросимова, 2014. – №5. – С. 42-45.
2. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие/ Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова под ред. Т.Д. Марцинковская. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 336 c.
3. Аникеев А.С. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин / А.С. Аникеев – М.: «Ведипринт», 2001. – С. 7.
4. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. М.: ФИРО, 2012. – [Офиц. сайт]. URL:http://www.firo.ru/UMK-for-teachers.doc (дата обращений 25.02.2018).
5. Асмолов А.С. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А.С. Асмолов, Г.Д. Бурневская, И.М. Володарская. – М.: «Просвещение», 2007. – 158 с.
6. Бабанский Ю. К. Педагогика: курс лекций / Ю. К. Бабанский. М.: «Просвещение», 1988. – 213 с.
7. Байбородова Л.В. Воспитание гражданской идентичности младших школьников: учебно-методическое пособие. / Л.В. Байбородова, А.В. Репина. – Ярославль: «Канцлер», 2013. – С. 266-272; С. 273-276.
В современных условиях проблема формирования системы ценностей и гражданской идентичности одна из актуальных проблем воспитания обучающихся. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) патриотизм и гражданственность рассматриваются в качестве базовых национальных ценностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения отмечается, что на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, системы ценностей.Ценности — это правила поведения, с помощью которых группа пытается поддерживать и регулировать те действия, которые связывают между собой ее членов. Пока люди постоянно ориентируются на заданные в группе нормы и правила, поддерживают их своей готовностью действовать в соответствии с ними и высказываниям понимание соответствующих действий со стороны других, до этого правила остаются для них ценностями.Система ценностей- устойчивая совокупность отношений человека или социальной группы к материальным и духовным объектам окружающего мира.

