Формирование навыков этимологического анализа слов во втором классе
ВВЕДЕНИЕ
Прогрессивные методисты прошлого и настоящего основной задачей изучения русского языка в школе считают развитие речи учащихся (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, В.П. Шереметевский, В.И. Чернышев, К.Б. Бархин, А.В. Текучев, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др.).К 6-7 годам ребенок начинает пользоваться языком для повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознает языковые ситуации, которыми овладел в дошкольный период. Однако часто той лексики, которую ребенок слышит и пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения чувств, эмоций, мыслей, а при обучении в школе - и для понимания изучаемого материала. Данный факт объясняется тем, что словарный запас учащихся начальных классов беден, а уровень речевого развития – низок. Отсюда вывод: необходимо обогащать словарный запас учащихся и формировать умения строить логически последовательную речь.
Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы использования этимологического разбора на уроках русского языка в начальной школе 9
1.1. Этимология как раздел языкознания 9
1.2. Этимологический анализ и этимологический разбор 18
1.3. Этимологический разбор как методический прием в практике школьного обучения 23
Глава 2. Проблема обогащения словарного запаса младших школьников 40
2.1. Психолингвистическая характеристика словарного запаса учащихся начальной школы 40
2.2. Пути обогащения словарного запаса учащихся 47
Глава 3. Содержание экспериментально-методической работы по проблеме исследования 54
3.1. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов…54
3.2. Последовательность ознакомления младших школьников с происхождением слов современного русского языка 61
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 67
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Список использованной литературы
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. – М.: Педагогика, 1978. – 132 с.
Алферов А.Д. Родной язык в средней школе (опыт методики) / А.Д. Алферов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 439 с.
Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: автореф. диссер. … доктора наук / Е.В. Архипова. - М., 1998. – 37 с.
Арямова О.С. Этимологический словарик / О.С. Арямова, Л.Д. Мали // Начальная школа. – 1992. - № 2. – С. 19-26.
Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе / П.О. Афанасьев. – М.: Учпедгиз, 1967. – 268 с.
Бабушкина Т.В. Этимологический анализ в начальной школе / Т.В. Бабушкина // Начальная школа плюс До и После.- 2001. - № 2. – С. 27-30.
Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в 4-8 классах / М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1985. – 134 с.
Бархин К.Б. Методика русского языка в средней школе / К.Б. Бархин, Е.С. Истрина. – М.: Педагогика, 1978. – 264 с.
Богородицкий В.А. Очерки по языковедению и русскому языку / В.А. Богородицкий. - М.: Академия, 2001. – 110 с.
Бородаева О.В. О применении этимологии в обучении орфографии учащимися / О.В. Бородаева // Русский язык в школе. – 1971. - № 3. – С. 29-34.
Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1992. - 373 с.
Ванюшечкин Т.В. Из опыта применения этимологического анализа в процессе словарно-орфографической работы с учащимися / Т.В. Ванюшечкин // Русский язык в школе. – 1968. - № 3. – С. 40-51.
Ванюшечкин Т.В. Изучение иноязычных слов с помощью этимологического анализа / Т.В. Ванюшечкин // Русский язык в школе. – 1969. -
№ 4. – С. 47-50.
Варбот Ж.Ж. Праславянская морфология, словообразование и этимология / Ж.Ж. Варбот. - М.: Наука, 1984. – 115 с.
Проблема применения этимологических сведений на уроках русского языка определяется состоянием изученности проблем самой этимологии как одного из разделов лингвистики. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о том, в какой мере лингвистические исследования в области этимологии могут служить теоретической основой работы по использованию этимологического разбора в практике школьного преподавания.Этимология, по общему признанию, является один из древнейших отделов языкознания, основателем которого считаются древнегреческие философы. По мнению итальянского языковеда В. Пизани, начало этимологии положено в диалоге Платона «Кратил», в котором осуждается природа названия вещей: «присуще ли вещи ее собственное имя, неизменное, прирожденное, изменяя которое мы допускаем ошибочное наименование ее, или же каждое употребление людьми является результатом договоренности и не принадлежит по природе обозначаемой вещи» (Пизани, 1966, 11). Спор этот определил цели и направления всех последующих этимологических изысканий, суть которых позднее выразил латинский грамматист Варрон (116-27 гг. до н.э.): для него этимология – это часть грамматики, которая изучает, «почему и откуда явились слова» (Пизани, 1966, 26).

