Развитие эмпатии младших школьников во внеурочной деятельности
Введение
Одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на уважении индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает утверждение новых ценностей, главной из которых является духовная культура личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского [22], под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений и развития активности личности.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития эмпатии младших школьников во внеурочной деятельности
1.Сущность понятия «эмпатия», особенности ее развития
2.Особенности развития эмпатии у младших школьников во внеурочной деятельности
3.Опыт развития эмпатии младших школьников во внеурочной деятельности в теории и практике отечественной педагоги
4.Критерии, показатели и уровни развития эмпатии младших школьников, методы их диагностики
Выводы по первой главе
Глава 2. Педагогические условия развития эмпатии младших школьников во внеурочной деятельности
1. Факторы, влияющие на развитие эмпатии у младших школьников во внеурочной деятельности
2. Методы и средства развития эмпатии младших школьников во внеурочной деятельности
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Список литературы
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж : Издательство НПО « МОДЭК», 2000.-416 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений и социальная психология детства // Вопросы психологии. 2017. № 3. - С.27-36.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Аст-Пресс, 2019. – С. 184-510
Архангельский Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский.– М. : Изд-во Просвещение, 2016. – 236 с.
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 2020.
Бадамен Л.О. Эмоции и характер детей / Л.О. Бадамен, А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2018. – №1 – С. 27. - Текст:непосредственный.
Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (43). — С. 254-256.
Бодалев А.А., Каштанова Т. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л., 2021. - Т. ХХХVI. - с. 11 -19
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. – М.: Инфра-М, 2018. – 464 с- Текст:непосредственный
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. Взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 2017. - 472 с. - Текст:непосредственный
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формированияличности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав.– М.: Педагогика, 2015. – 654 с. - Текст:непосредственный
Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб .: Питер, 2019.
Васильева Е.Н. К проблеме возрастных особенностей проявления эмпатии у детей младшего школьного возраста / Е.Н. Васильева.– М.: Международная педагогическая академия, 2014. – С.
Научное понятие «эмпатия» вошло в обиход в начале нашего века. Интересна история этого вопроса. Она восходит к термину «симпатия». В обиход его ввели еще древние греки для обозначения сущности всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Основой для появления понятия «эмпатия» послужила «теория вчувствования» Т. Липпса [49].«Вчувствование» для Т. Липпса – это вид познания сущности предмета или объекта. Познание объекта приводит, как считает Липпс, к самопознанию. Только благодаря этому возможен альтруизм, ибо сочувствие к другим строится на наполнении его переживаниями из личного опыта. Э. Б. Титченер предложил новое понятие – «эмпатия», означающее в переводе с греческого «сопереживание». Термином «эмпатия» Э. Титченер перевел немецкое слово «Еinfuhlung» – «вчувствоваться в...», которым в эстетике описывался «процесс понимания произведений искусства, объектов природы, склонность наблюдателя к отождествлению себя с наблюдаемым предметом, являющимся причиной переживания прекрасного» [62. с.211].Отечественные ученые неоднозначно трактуют понятие «эмпатия» либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности. В связи с этим в работах многих исследователей «эмпатия» рассматривается под терминами «социальная сензитивность», «доброжелательность», «чуткость», «эмоциональная идентификация», «гуманные отношения», «сопереживание», «сочувствие».

