Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Речь является одной из самых важных психических функций в жизни человека. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с его развитием, как умственным, так и физическим, и в большой степени является показателем этого развития. Дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в педагогической работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков.Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «правильное звукопроизношение» и основные закономерности развития речи детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста12
1.3. Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ25
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика первоначального уровня сформированности звукопроизношения27
2.2. Комплекс упражнений по формированию правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста34
2.3. Оценка результативности системы работы по формированию правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ48
ПРИЛОЖЕНИЯ53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Об осознании детьми фонетической стороны речи [Текст] / М. М. Алексеева // Дошкольное воспитание. – 2009 – № 10 – c. 42-53.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с. – [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/10_199282_dopolnitelnaya.html (дата обращения: 7.01.23)
3. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 577 c.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера 2009. – 341 с. – [Электронный ресурс].URL: https://pedlib.ru/Books/1/0043/index.shtml (дата обращения: 10.01.23)
5. Безруких, М. М. Тренируем пальчики [Текст] / М. М. Безруких. – М. : ООО «Дрофа», 2010. – 432 с.
6. Белая, А. Е. Пальчиковые игры. [Текст] / А. Е. Белая. – М.:«Астрель», 2011. – 256 с.
7. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М. :Просвещение, 2011. – 321 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учебное пособие для студ. пед. ин-тов / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2011. –364 с.
9. Бродская, Ю. В. К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста [Текст] /Ю. В. Бродская // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №1. – С. 27-31
10. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений, М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
11. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова –
М. : Изд-во ВЛАДОС, 2012 – 272 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 т. [Текст] /Л.С. Выготский. – М. : Академия развития, 2011. –358 с.
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции этого процесса центральной нервной системой [19].Нельзя не согласиться с автором Т.Б. Филичевой о том, что в развитии звукопроизношения имеются определенные закономерности. С помощью совместной работы слухового и речедвигательного анализаторов происходит овладение детьми звуковой стороной речи. Акустические образы речи, которые сохраняются в слуховой памяти ребенка, являются опорой для воспроизведения звуков. Когда дети сопоставляют произносимые звуки с образцами речи окружающих, таким образом, совершенствуют свое произношение. Звуки, которые им легче произнести, они запоминают в первую очередь [1, 49]. Младшим дошкольникам с трудом удается произнесение двух-трех рядом стоящих согласных звуков: один из них или пропускается, или меняется: «нег», вместо «снег», «пачик» вместо «пальчик». Часто более трудный звук уподобляется другому, который есть в этом же слове, например, «ковова» вместо «корова». Также часто наблюдаются сокращения слов, пропуска сложных звуков или слогов: «незон» вместо «комбинезон», «кафета» вместо «конфета». Все эти особенности можно объяснить работой мозга. Н.И. Красногорский полагает, что при формировании слова большую роль имеет сила раздражителя, т. е. звуковая сила фонем и слогов, из которых состоит слово [2].

