Проявления дезадаптации первоклассников в школьном обучении и пути её профилактики

Скачать дипломную работу на тему: Проявления дезадаптации первоклассников в школьном обучении и пути её профилактики. В которой определены методики диагностики дезадаптации первоклассников в школьном обучении. Изучен процесс дезадаптации первоклассников в школьном обучении.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.10.2025
Объем файла
163 Кб
Количество страниц
88
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования объясняется наличием в образовательном процессе многочисленных проблем, связанных с адаптацией первоклассников к школе. При этом данная проблема проявляется в той или иной степени при обучении детей по различным образовательным программам в любых типах образовательного учреждения. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка к школе, сказано в отечественной педагогической и психологической литературе много (И. В. Дубровина, Р. В. Овчарова, Н. И. Гуткина и другие).Происходящие в последние десятилетия процессы становления социально-психолого-педагогической помощи и поддержки школьников, ее активное включение в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений позволяет предметно обсуждать и изучать место профилактических, диагностических, коррекционных программ предупреждения, профилактики и преодоления нежелательных вариантов детского развития и повышения адаптационных возможностей учащихся начальной школы.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения проявления дезадаптации первоклассников в школьном обучении……………………………………...…9
Понятие дезадаптации………………………………………………………..9
1.2 Проявления дезадаптации первоклассников в школьном обучении……..19
Глава 2. Диагностика дезадаптации первоклассников в школьном обучении и пути её профилактики……………………………………………...……………26
2.1 Методики диагностики дезадаптации первоклассников в школьном обучении и анализ результатов исследования…………………………………26
2.2 Программа профилактики дезадаптации первоклассников в школьном обучении………………………………………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….…89
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….97

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Азарова, Т. В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей к школе (научно-методическая программа) / Т. В. Азарова, М. Р. Битянова // Мир психологии. – 1996. – № 1. – С. 147–169.
2.Александровская, Э. М. Критерии социально-психологической адаптации детей в школе / Э. М. Александровская // Проблемы адаптации и гигиены детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковой, С. М. Громбаха. – М. : Медицина, 1983. – С. 35-37.
3.Александровская, Э. М. Вопросы организации помощи младшим школьникам с трудностями адаптации / Э. М. Александровская, Т. А. Куприянова, Т. И. Реут // Журнал прикладной психологии. – 1998. – № 2. – С. 85-94.
4.Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. – М. : Наука, 2006. – 272 с.
5.Андрущенко, Т. Ю. Коррекция психологического развития младшего школьника на начальном этапе обучения / Т. Ю. Андрющенко, Н. В. Карабекова // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 19-21.
6. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – М. : Школа-пресс, 2008. – 224 с.
7. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 2007. – 367 с.
8. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / под ред. А. Л. Гройсмана. – М. : Магистр, 2009. – 96 с.
9. Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – М. : Просвещение, 1991. – 176 с.
10. Белякова, Н. В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению: автореф. дис. … канд. психол. наук /  Н. В. Белякова. – Москва, 2007. – 21 с.
11. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. – М. : Совершенство, 2008. – 352 с.

Несмотря на актуальность, большое практическое значение и широкое обсуждение, приходится констатировать, что проблема школьной дезадаптации относится в настоящее время к громко заявляемым, но трудно решаемым проблемам.Прежде всего, это объясняется различным осмыслением самого понятия школьной дезадаптации, которое может трактоваться как, например, «нарушение приспособляемости к обучению» (В. В. Ковалев) [35], или «нарушения приспособления личности школьника к сложившимся меняющимся условиям обучения в школе» (М. Ш. Вроно) [16], или «совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения» (С. А. Беличева) [23] и т. д.В настоящее время сформировались следующие, опирающиеся на различные методологические основания, подходы в понимании и объяснении такого сложного социально-медико-психолого-педагогического явления как школьная дезадаптация.Первая позиция: «Школьная дезадаптация» – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема (М. В. Вроно; В. В. Ковалев) [16; 35].