Исследовательный потенциал в переводческой деятельности и метод описания по лексико-семантическим группам
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа посвящено изучению семантики и функционирования единиц лексико-семантической группы глаголов эмоционально-оценочного отношения в русском языке.Как известно, язык конкретного общества является составной частью его культуры, а лексика каждого языка фиксирует существенные для данного народа признаки объектов и явления окружающего мира.В данной работе исследуется методы описания лексико-семантической группы глаголов, называющих различные эмоционально-оценочного отношения. Как писал В.В. Виноградов, глагол – «самая сложная и самая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее конструктивен по сравнению со всеми другими категориями частей речи. Глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные словосочетания и предложения» (1980:349).Глаголы эмоционально-оценочного отношения, входя в лексико-семантические поля глаголов психической и социальной деятельности человека, являются ядерными для любого языка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
I.1. Основная характеристика лексико-семантической группы…………...5
I.1.1. Определение лексико-семантической группы и её характеристики...5
I.1.2 Структура лексико-семантической группы……………………………..8
I.1.3 Виды системных связей внутри лексико-семантической группы…….8
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РУССКИХ ЕДИНИЦ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «Эмоционально-оценочного отношения»
II.1. Состав и объём лексико-семантической группы………………………10
II.2. Лексико-семантическая группа глаголов эмоционально-оценочного отношения……………………………………………………………………….11
II.2.1. Синонимический ряд с доминантой «любить»………………………..11
II.2.2. Синонимический ряд с доминантой «уважать»…………………….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………27
СПИСОК СЛОВАРЕЙ И ИХ СОКРАЩЕНИЙ…………………………...28
1. Ахманова О.С. О принципах и методах лингвостилистического исследования. Под ред. О.С. Ахмановой. М., 1966. 184с.
2. Бабенко Л.Г. Глагол в системе языка и речевой деятельности. Свердловск, 1990.231с.
3. Бочкарева Л.Ф. Лексико-семантическая группа слов, обозначающих умственную деятельность в древнеанглийском языке. Дисс. …канд. филол. наук. Л., 1984. 178с.
4. Виноградов В.В. О некоторых вопросах рюмкой исторической лексикологии // Иза. ОЛЯ АН СССР, т. XII, вы. 3, 1953. С. 185-210.
5. Зиновьева Е.И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного. СПБ., 2005. 87с.
6. Зушинская Л.Н. Сема-ономасиологическое исследование группы существительных развернутого микрополя Автореф. дис. ...канд. фипол. наук. Киев, 1983. 24с
7. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1989.216
8. Новиков Л А. Семантика русского языка. М., 1982. 272с.
9. Рудяков А.Н. Опыт целостного описания ЛСГ // Исследования по семантике. Уфа, 1983. С. 122-128.
10. Слесарева И.П. Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов: Систематизирующий курс (четвертый-пятый годы обучения) / Под ред. В.Г. Гака. М., 1980. 356с.
11. Слюсарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М., 1990. 174с.
Лексико-Семантическая группа представляет собой часть лексико-семантической системы. Рассмотрением лексико-семантических групп является самая распространенная форма презентации лексики как системы. Несмотря на большое количество исследования по ЛСГ в нынешнее время, само понятие ЛСГ без необходимой точности и однозначности, которые дали бы возможность использовать его без оговорок. Наличие нескольких определений лексико-семантической группы. Существует общепризнанное понятие определения ЛСГ - группа состоится из слов , принадлежащие к одной части речи. ЛСГ может определяться как совокупность слов одной части речи, объединенных на основании понятийной общности (Степанова 1970:3), как единица уровня нормы (Рудяков 1983:5); как объединение синонимических групп и подгрупп на основе общего понятия, содержащегося в смысловой структуре каждого члена этого объединения (Зушинская 1983:10); как совокупность слов и лексико-семантических вариантов слов, соотнесенных с одной и той де областью действительности и обладающих хотя бы одном общим семантическим признаком, помимо категориального признака соответствующей части речи (Стратонова 1981:4); как класс слов одной части речи, имеющих в своих значениях достаточно общий интегральный семантический компонент (компоненты) и типовые уточнявшие дифференциальные компоненты, а также характеризующиеся высоким схематизмом сочетаемости и широким развитием функциональной эквивалентности и регулярной многозначности (Кузнецова 1989); как объединение лексических единиц, обладающих сходными парадигматическими, синтагматическими, функциональными свойствами (Бабенко 1990) и т.д.

