Развитие внимания младших школьников посредством игр и упражнений
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном обществе люди каждый день используют различные технологии. Дети и взрослые пользуются компьютерами и ноутбуками, телефонами и телевизорами, различной другой техникой, позволяющей снижать уровень внимания человека. Яркие постеры и большие экраны, интенсивная и шумная жизнь в городе способны снижать работу нервной системы, мешая глубже фокусировать внимание на чем-то. Не исключено, что часто из-за своей невнимательности мы допускаем ошибки. А ведь внимание позволяет нам не заострять внимание на второстепенной информации, сосредоточив энергию на самом важном. Актуальность проблемы снижения внимания является одним из важнейших затруднений психических процессов человека, с помощью которых человек воспринимает и познает окружающий мир. Недостаточно сформированный навык внимания влечет за собой появление рассеянности, забывчивости и неусидчивости.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 10
1.1 Теоретические основы развития процесса внимания младших школьников 10
1.2 Организационно-методическое обеспечение проекта создания сборника игр и упражнений, направленных на развитие внимания младших школьников ………………………………………………..………..………………….. 16
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 20
2.1Сборник дидактических игр и упражнений «Ромашка» для развития внимания младших школьников 20
2.2 Методические рекомендации по использованию сборника дидактических игр и упражнений«Ромашка» в начальной школе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ГЛОССАРИЙ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.10.2022) // КонсультантПлюс. –https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.12.2022).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Информационно-правовой портал Гарант.Ру - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 05.12.2022).
3. Библиография: Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург. 2000. 937 с.
4. Борзенкова Ольга Александровна, Ким Елена Павловна Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект) // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 12.05.2023)
5.Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 155.
6. Гасанова Р.Р. МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 38-43;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1542 (дата обращения: 28.03.2023)
7. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка/Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4. С. 78–79.
8. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан, Психология, Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений,ч. 1 Тема 4, стр. 144
9. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. —— М.: Академия, 2006. — 320 с.
Проблема снижения внимания людей актуальна в современном мире не только для взрослых, но и для детей. Поступление ребенка в школу является началом важного этапа возрастного развития человека. Как пишет В. В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. [7, c. 78–79.]. С момента поступления в школу начинается младший школьный возраст, т.е с 6-7 лет и длится до 9-10 лет. Именно в этом возрасте происходит быстрая смена процессов возбуждения и торможения в коре мозга, которая приводит к такому же быстрому переключению внимания детей, а также их отвлечению от объекта изучения. В связи с тем, что дети младшего школьного возраста способны замечать в вещах незначительные, мелкие моменты, зачастую возникает заблуждение, что они гораздо наблюдательнее, чем люди старшего возраста. Но это не так, ведь в младшем школьном возрасте ребенок испытывает трудности в обучении именно из-за неумения управлять вниманием, его несформированности. В настоящее время объем информации, которые воспринимают обучающие, резко возрастает. Владение вниманием, выделение важного и «отсеивание второстепенного», помогает младшему школьнику ориентироваться в широком информационном поле. [4, №1 (3).]. Разберем внимание детей в разные периоды учебной деятельности. В начале обучения внимание младших школьников крайне неустойчиво.

