Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за движения пальцев рук и речи, расположены близко и поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. В то же время, речь способствует социализации детей, помогает найти оптимальные связи с окружающими, выстроить взаимоотношения в мире.Всем хорошо известно высказывание В. А. Сухомлинского о том, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев [52], в актуальности проблемы развития мелкой моторики у детей можно не сомневаться. Следует отметить, что и, несмотря на разработанность темы, она относится к разряду вечных, так как каждый ребенок требует своего подхода, и каждый педагог ищет собственные пути решения поставленных перед ним задач.
Введение…………………………………………………………………….... 3
1 Теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста..................................................................................
1.1 Особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.…………………………………………………………..……..
1.2 Методические условия развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста..............................................................................
1.3 Нетрадиционные техники рисования для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста……………………………...
2 Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.……………..……………….....
2.1 Обследование уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста…………….…………………….…..
2.2 Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………….
2.3 Сравнительный анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в ходе экспериментальной работы ……………………………………………………………......
Заключение………………………………………………………………..….
Список использованных источников……………………………………..… 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеева, Н. А. Значение предварительной зрительно-осязательной ориентировки в восприятии предметов и в повышении качества изобразительной деятельности (на примере лепки) у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Алексеева, А. Е. Высоцкая // Ученые записки ГГПИ имени М. Горького. – 2012. – Вып. 117. – С. 70–95.
Артемьева, А. В. Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет : методическое пособие / А. В. Артемьева. – Москва : Сфера. 2017. – 64 с. – ISBN 978-5-9949-1690-2.
Бабаева, Т. И. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, О. В. Акулова, Т. А. Березина ; редактор С. Д. Ермолаев. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2019. – 352 с. – (Библиотека программы «Детство»). – ISBN 978-5-90679-774-2.
Баширова, Д. Г. Диагностика развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста / Д. Г. Баширова // Проблемы марийской и сравнительной филологии : сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции (Йошкар-Ола, 25 октября 2019 года). Вып. 6 / ответственный редактор Р. А. Кудрявцева. – Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2019. – С. 140–412. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49236435 (дата обращения: 12.11.2022).
Бернштейн, H. A. Физиология движений и активность / H. A. Бернштейн. – Москва : Наука, 1990. – 494 с. – ISBN 5020052345.
Бехтерев, В. М. Охрана детского здоровья : к вопросу о воспитании детей дошкольного возраста / В. М. Бехтерев. – Санкт-Петербург : Библиотечка копейка, 1911. – 24 с. : портр. – (Библиотечка «Народное здравие» ; Кн. 1).
Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве : учебное пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212487 (дата обращения: 23.01.2023). – ISBN 978-5-4315-0097-8.
Мелкая моторика является основой ручной умелости. Она представляет собой способность действовать пальцами рук и выполнять необходимую работу. Развитие руки ребенка выступает одним из показателей и условий его хорошего физического и нервно-психического развития. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её «святая святых» – мозга. И если, когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов [31].Специалисты постоянно подчеркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения речью, развития первоначальных навыков письма. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детей. Движущиеся руки способны в буквальном смысле слова приоткрывать дверь в завтрашний день ребенка.

