Педагогические условия развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Введение
Актуальность темы исследования. Идея гуманизации, как ведущая идея современного образования, рассматривается в современной философии образования и педагогике с позиции обращения к отношениям солидарности, взаимопомощи, соучастия, активного «сопереживания общих ценностей» людьми (Ш.А. Амонашвили, В.В. Абраменкова, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Б.Г. Гершунский, В.В. Сериков, E.H. Шиянов и др.).В связи с этим, проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава I.
1.1 Теоретические основы развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста ……………………….
Сущность понятий «эмпатия» и «эмпатийные способности». Значение и специфика их формирования у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………….… 11
1.3 Возможности игровой деятельности для развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста ………….
Современные вариативные программы о задачах, содержании работы по развитию эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 16
1.4 Педагогические условия развития эмпатийных способностей у старших дошкольников в игровой деятельности ………………. 25
Глава II. Экспериментальная работа по развитию эмпатийныхспособностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности ……………………………….………….. 32
2.2 Изучение состояния развития эмпатийных способностей у детей старшего дошкольного возраста …….………………......
Программа и реализация работы по развитию эмпатийных способностей у детей старшего дошкольного возраста вигровой деятельности ……………………………………………. 32
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию эмпатийных способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности ……………………………...... 50
Заключение …………………………………………………………………….. 55
Список использованной литературы ………………………………..………. 58
Приложение …………………………………………………..………………. 64
Список использованной литературы
Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова.
– М. : МПСИ, 2000. – 416 с.
Авдулова, Т. П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте [Текст] : автореф. дис… канд. психол. наук / Т. П. Авдулова. – М. : МГУ, 2010. – 24 с.
Акулова, О. В. Театрализованные игры [Текст] / О. В. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 4. – С. 24-32.
Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. – М. : Владос, 2010. – 197 с.
Бабаева, Т. И. Дошкольники на пороге XXI века [Текст] / Т. И. Бабаева
// Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С. 3-6.
Басин, Е. Я. Творчество и эмпатия [Текст] / Е. Я. Басин // Вопросы философии. – 2007. – № 2. – С. 54-66.
Барышева, Т. А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Т. А. Барышева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 254 с.
Бенеш, H. Л. Духовные способности и их развитие [Текст] / Н. Л. Бенеш // Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Проблемы подготовки кадров для сферы искусств и культуры». – Хабаровск : КНОТОК, 2011. – Ч. 3. – С. 20-26.
Бенеш, H. Л. Актѐрская психотехника как психологическое условие развития эмпатии личности [Текст] / Н. Л. Бенеш // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М. : МГУКИ., 2007. – № 2. – С. 111-114.
Бондарь, М. В. К вопросу о развитии эмоциональной сферы дошкольника [Текст] / М. В. Бондарь // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 1. – С. 10-12.
Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г. М. Бреслав. – М. : МГУКИ, 2006. – 289 с.
Перед началом рассмотрения данного раздела, нам необходимо определить и раскрыть ключевые понятия: «эмпатия», «способности»,«эмпатийные способности», «эмпатийные способности дошкольников».Исследователи, педагоги и психологи, в своих работах выделяют различные аспекты трактовок понятий «эмпатия» и «эмпатийные способности», которые охватывают смежные области психолого- педагогической реальности. Например, И.М. Юсупов трактует термин «эмпатия» как «умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей» [52, с. 27].Мы видим, что в этом определении понятия «эмпатия» и «отзывчивость» выступают как тесно взаимосвязанные, как смысловые категории одного ряда. Такой подход следует признать, считает И.М. Юсупов, «правомерным, поскольку и эмпатия, и сопереживание, и отзывчивость как моральные качества характеризуются гуманистической направленностью, ориентацией сознания индивида не только на личные интересы, но и на потребности, ценности, эмоциональные переживания других людей» [52, с. 28].

