Педагогическая система оценивания внеучебной деятельности студентов

Цель парадигмы современного образования заключается не только в подготовке будущего специалиста, но и в его самоактуализации и самоопределении в реальных социокультурных условиях
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.08.2022
Объем файла
140 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время происходит перестройка системы образования Российской Федерации, которая вызвана глобальными изменениями в профессиональной  и социальной сфере[4]. 
Одной из основных задач государственной политики в современное время, является повышение качества образования, что отражено в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». За время обучения современный выпускник должен овладеть общепрофессиональными  и общекультурными компетенциями. Они выражаются в способности адаптироваться к общественным изменениям, и в коммуникации с различными социальными субъектами. Роль внеучебной деятельности в вузе – неотъемлемая часть в подготовке будущих специалистов. Профессиональная подготовка должна проходить в единстве внеучебной и учебной деятельности, это подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте. 
Педагогическая наука имеет большое количество материала о значении внеучебной деятельности в формировании будущего профессионала (Л.В. Алиева, И.А. Винтин, Б.З. Вульфов, Т.Л. Иванайская, О.Ф.Кукуева, И.В. Руденко, Н.М. Скребная)[6]. 
Внеучебная деятельность – неотъемлемая часть подготовки студентов в вузе, в связи этим возникает необходимость в правильной оценке ее организации. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО), внеучебная деятельность является составной частью образовательного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.

1.1 Сущность внеурочной деятельности студентов в образовательной организации

1.2 Особенности оценивания внеучебной деятельности студентов

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.

2.1  Принципы системного подхода к оцениванию внеучебной деятельности студентов

2.2 Процедура и показатели  оценивания внеурочной деятельности студентов…..

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автайкина Т.О. Контроль и оценивание в условиях личностно ориентированного обучения. URL: http://school2100.com/upload/iblock/466/466d573678a72d9b32697ff8a5498874.pdf

2. Алиева Л.В., Руденко И.В. и др. Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций : монография. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 172 с.

3. Алиева Л.В. Внеучебная деятельность вуза – пространство полисубъектного воспитания // Воспитание студенчества: педагогический поиск: сборник научных трудов. М.: НОУ ВПО «Академия МНЭПУ», 2013. 100 с.

4. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук 1970, т. 1, № 1, С. 19-54.

5. Астафьев В.А., Корчак К.Н., Дворникова Т.А., Маслова Т.Н. Модернизация образования: актуальные проблемы, поиски, решения [Под. ред. С.Д. Якушевой].- Новосибирск: ИЗД. «СИБАК», 2013. C.57-104.

6. Алиева Л.В., Руденко И.В. Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 32-36.

7. Аниськин В.Н., Кислова Н.Н., Королев А.И., Шалифова О.Н. Моделирование и конструирование комплексного портфолио педагогических работников вуза для оценки эффективности их работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 11-14.

8. Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем. // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. 1982. - М.: Наука, 1982 г. – С. 26-46

9. Афанасьева Е.Г. Формирование общих компетенций у студентов во внеучебной деятельности колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 10-12.

10. Ахметжанова Г.В., Писаренко Д.А. К вопросу о методах оценивания личностных достижений во внеучебной деятельности студентов образовательных организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 244-247.

11. Ахметжанова Г.В., И.В. Груздова. Реализация воспитательного потенциала учебных курсов при подготовке бакалавров психолого- педагогического направления: компетентностный подход // Казанский педагогический журнал. 2015. №6. С. 62-67.

12. Байрашева Р.Р., Резникова С.Э. Осуществление межпред- метных связей во внеучебной деятельности студентов СПО (ино- странный язык и история) // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 7-10.

13. Бейлина Н.С. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров в деятельности куратора студенческой группы: автореф дис. канд. пед. наук. Тольятти, 2014. 193 с.

14. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. М.: РГБ, 2004. 171 с.

15. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 448 с. 

16. Бойко Т.В. Управление развитием системы оценивания учебной деятельности в вузе: маг. дис. НИУ ВШЭ СПб. 2013. URL: http://www.hse.ru/data/2014/01/09/1340136638/ 

17. Боков Л.А. Проектно-ориентированные образовательные технологии в подготовке элитных специалистов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 1. С.105-109.

18. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с. 

19. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. №10. С. 51-55. 

20. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы научной конференции. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 84 с. 

21. Винтин И.А. Педагогические основы социального самоопределения студентов во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении: автореф. дис… д-ра пед. наук. Саранск, 2006. 421 с. 

22. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии. М.: ИЧП «Магистр», 1995. 165с.

23. Городилин С.К. Прикладные социологические исследования в сфере физической культуры и спорта. Гродно: ГрГУ, 2001. 87 с. 

24. Григан А.М. Управленческая диагностика: теория и практика. Ростов н/Д: Изд-во РСЭИ, 2009. 316 с. 

25. Дегтярев С.Н. Совершенствование контрольно-оценочной деятельности как компонента профессиональной подготовки педагога // Теория и практика общественного развития. 2015. №8. С. 228-232.

26. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. М. : 2005. 268 с. 

27. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: М., 2005. 216 с.

28. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8. С. 20-26 с. 

29. Иванайская Т.А. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2010. 217 с.

30. Ильичёв Л. Ф., Федосеев П. Н., Ковалёв С. М., Панов В. Г. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия. 1983. 658 с.

31. Истомин Е.П. Соколов А.Г. Теория организаций: системный подход. Учебник. – СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2009г. – 314 с. 

32. Канаева Т. М. Понятие «Внеучебная деятельность» в аспекте профессионального становления студентов СПО [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 11(19). Режим доступа: http://www.sisp.nkras.ru.

33. Кешиков К.А. Компетентностный подход и методы оценки компетенций в современном высшем образовании // Перспективы развития информационных технологий. 2016. № 29. С. 115-122.

34. Краснова Т.И. Оценивание учебной деятельности // Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. 2003. № 6. С. 45-53 с. 

35. Кузнецова О.П. Внеучебная работа в Омском государственном

техническом университете. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. 102 с.

36. Кукуева О.Ф. Развитие социальной компетентности студентов педвуза

средствами внеучебной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2010. №5. С. 84-86.

37. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 50-53 с. 

38. Кустов Ю.А., Осоргин Е.Л., Гусев В.А. Создание профессионально- педагогических комплексов. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006. 487 с.

39. Кустов Ю. А. Системный подход к взаимосвязям учебных дисциплин. Тольятти, 2004. 68 с.

40. Михайлова Е.К. Критериально-уровневое оценивание учебных достижений. Научно-педагогический журнал Восточной Сибири magister dixit. 2011. № 1. С. 119-126 с.

41. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. 157 с.

42. Панфилов А. Ю., Савченко О. А. Методологические основания формирования лидерских качеств у студентов высшего учебного заведения // Вестник национального университета. 2012. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskieosnovaniyaformirovaniya-liderskih-kachestv-u-studentov-vysshego-uchebnogozavedeniya

43. Писаренко Д.А. Виртуальные студенческие сообщества как форма организации внеучебной деятельности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 125-127.

44. Писаренко Д. А. К вопросу о методах оценивания личностных достижений во внеучебной деятельности студентов образовательных организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. № 3. С. 244–247 с. 

45. Полевой И.Н., Маматов А.В., Коновалов Д.В. Электронный портфолио студентов ВУЗа как технология их продвижения на рынке труда региона //URL: labourmarket.ru/conf9/reports/polevoj_mamatov_konovalov.doc 

46. Попов В.И. Внеаудиторная деятельность студентов педвуза: теория, опыт, перспективы. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. 241 с.

47. Раевская, Е. А. Программный инструментарий поддержки принятия решений на основе методов системного анализа / Е. А. Раевская, А. Г. Пимонов // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2013. - №5. - С. 154-159.

48. Ренева Е. В. Место и роль внеучебной деятельности в системе СПО // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-teoreticheskie-aspekty-v-izucheniimesta-i-roli-vneuchebnoy-deyatelnosti-v-sisteme-srednego-professionalnopedagogicheskogo  

49. Руденко И.В., Алиева Л.В. Внеучебная деятельность современного вуза как пространство формирования личности студента // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2011. № 3. С. 7-9.

50. Руденко И.В. Современный воспитательный процесс в образовательных организациях / И.В. Руденко и др. / В 2 ч.: научный доклад. Тольятти, 2015. – Т. 1.

51. Рузаева Ж. Б. Принципы исследования внеучебной деятельности студентов // Концепт. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-zakonomernostiprintsipy-issledovaniya-vneuchebnoy-deyatelnosti-studentov

52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб : Питер, 2000. 712 с. URL:http://elib.gnpbu.ru/text/rubinshteyn_osnovy-obschey-psihologii_t2

53. Садовский В. Н. Основание общей теории систем. М.: Наука, 1974. 280 с.

54. Семенова Е. А. Образовательное пространство и его роль в становлении профессионального самосознания // Вестник Том. гос. ун-та. 2009. №321. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-iego-rol-v-stanovlenii-professionalnogo-samosoznaniya

55. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М.: 1998. 182 с. 

56. Сидорова И. А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. 2009. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-na-osnove-sotrudnichestva

57. Сребная Н.М. Организационно-педагогические условия создания личностно-ориентированной системы внеучебной деятельности в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 2000. 148 с. 

58. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования URL: http://prorectors.ru/images/Docs/Standartpovospdeyat.pdf   

59. Танаева Т.А. Внеучебная деятельность в аспекте профессионального становления студентов // СИСП. 2012. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vneuchebnaya-deyatelnost-vaspekte-professionalnogo-stanovleniya-studentov-spo

60. Трофимов И.Е. Методы, алгоритмы и программное обеспечение для оценки внеучебной деятельности студентов вуза [Электронный ресурс]: http://vtit.kuzstu. ru/files/growns/95/trofimov.  

61. Хович И.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего педагога во внеучебной деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniekommunikativnoy-kompetentnosti-buduschego-pedagoga-vo-vneuchebnoydeyatelnosti

62. Ходот Т.Г. О кураторстве внеучебной деятельности студентов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kuratorstve-vneuchebnoy-deyatelnostistudentov

63. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Эйдос. 2002. URL: http//www/eidos.ru/journal/2002/0423.htm 

64. Чернявская А.П. Оценивание учебных достижений студентов вузов // Право и образование. 2006. № 3. С. 67-80.

65. Черкисова А.Б. Возможности информационного пространства внеучебной деятельности // Знание. Понимание. Умение. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-informatsionnogoprostranstva-vneuchebnoy-deyatelnosti

66. Черкисова А.Б. К вопросу построения модели информационного пространства внеучебной деятельности // T-Comm. 2013. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-postroeniya-modeli-67informatsionnogo-prostranstva-vneuchebnoy

67. Чиж А.Н. Внеучебная деятельность студентов в теории высшего педагогического образования, 1960-1980-е годы: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01: Луганск. 1998. 258 c.

68. Шайхутдинова Г.А., Новикова Е.В. Моделирование студенческой внеучебной деятельности как составляющей профессиональной подготовки студентов // КПЖ. 2013. №5 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-studencheskoy-vneuchebnoydeyatelnosti-kak-sostavlyayuschey-professionalnoy-podgotovki-studentov 

69. Шанова В.А. Активность студенческой молодежи во внеучебной деятельности педагогического вуза // Педагогика и психология. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-aktivnostistudencheskoy-molodezhi-vo-vneuchebnoy-deyatelnosti-pedagogicheskogovuza

70. Шепталин Г.А., Шепталина Л.И.Общая теория систем и системный анализ: учебное пособие/ – Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 2007.– 101с.

71. Щеков В.В. Анализ учебной и внеучебной деятельности российских студентов в рамках российско-американской летней школы // Научный вестник МГТУ ГА. 2008. №128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-uchebnoy-i-vneuchebnoy-deyatelnostirossiyskih-studentov-v-ramkah-rossiysko-amerikanskoy-letney-shkoly

72. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1998. 136 с. 

73. Шумилова Е. А. Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №16 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kommunikativnayakompetentnost-kak-predmet-issledovaniya

74. Юдин Е.О. Модель развития социальной компетентности студентов вуза// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-sotsialnoy-kompetentnostistudentov-vuza

75. Юдин З.И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-pedagoga-v-svetemodernizatsii-obrazovaniya

76. Юрлов Е. Н. Критериально-уровневое оценивание социальной компетентности студентов // Вестник КемГУ. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterialno-urovnevoe-otsenivanie-sotsialnoykompetentnosti-studentov

77. Юрьева Т.Н. Моделирование внеучебной деятельности // Вестник ТГПУ. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanievneuchebnoy-deyatelnosti-v-ssuze-na-osnove-studencheskogosamoupravleniya 

78. Юхина Т.С. Формирование гражданского самосознания студентов во внеучебной деятельности // КПЖ. 2014. №5 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskogo-samosoznaniyastudentov-vo-vneuchebnoy-deyatelnosti 

79. Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. — М.: Издательство «Самарский университет», 1995. 257 с. 

80. Ядрышев Е.Н. Сущностная характеристика феномена «Социальная компетентность студента» // Вестник КемГУ. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnaya-harakteristika-fenomenasotsialnaya-kompetentnost-studenta 

81. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2011. 220 с. 

82. Якимец Т. Б. Модель социальной компетентности // Вестник НовГУ. 2005. №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-sotsialnoykompetentnosti  

83. Anuzienė I. The Structure of Socio-Cultural Competence (Self) Development// Vocational Training: Research And Realities. № 1(26). 2015. P. 34-38. 

84. Arain M., Suter E., Mallinson S., Hepp S.L., Deutschlander S., Nanayakkara S.D., Harrison E.L., Mickelson G., Bainbridge L., Grymonpre R.E. Interprofessional education for internationally educated health professionals: an environmental scan // Journal of Multidisciplinary Healthcare. 2017.V. 10. P. 87-93. 

85. Daniels H. Institutional culture, social interaction and learning // Culture and Social Interaction. № 1(1). P. 2-11. 

86. Hatlevik O. E., Guðmundsdóttir G. B., Loi M. Examining Factors Predicting 

87. Students’ Digital Competence // Journal of Information Technology Education: Research. 2015. №14. P. 123-137. 

88. Gunnarsson G. J., Finnbogason G. E., Ragnarsdóttir H., Jónsdóttir H. Frendship, diversity and fear: young people’s life views and life values in a multicultural society // Nordidactica: Journal of Humanities and Social Science Education. 2015. № 2. P. 94-113.  

89. Isakova A. Retrospective analysis of communicative competence development // Integraciâ Obrazovaniâ. 2017. №ю 21(1). P. 46-53. 

90. Zouaoui M. Intercultural communication // Dialogue Méditerranéen. 2009. №1 (1). P. 71-77. 

91. Khanagar S., Naganandini S., Rajanna V., Naik , Rao R., Reddy S. Selfperceived competency among postgraduate students of public health dentistry in India: A cross-sectional survey // Journal of Indian Association of Public Health Dentistry. 2014. №12 (2). P. 106-112. 

92. Koenen A., Dochy F., Berghmans I. A phenomenographic analysis of the implementation of competence-based education in higher education // Teaching and Teacher Education. V. 50. 2015. P. 1–12. 

93. Reid S., Spencer-Oatey H. Towards the global citizen: Utilising a competency framework to promote intercultural knowledge and skills in higher education students // Cross-cultural teaching and learning for home and international students. 2013. P. 65-70. 

94. Rodrigues I., Sbragia R. The Cultural Challenges of Managing Global Project Teams: A Study of Brazilian Multinationals // Journal of Technology Management & Innovation. 2013. №8. P. 38-52. 

95. Rosicka Z. Need for global and cultural awareness // Science & Philosophy. 2015. №3 (2). P. 59-64. 

96. Vîlceanu T. Intercultural communication. Prerequisites for translation effectiveness // Bucharest Working Papers in Linguistics. 2008. №2. P. 35-40. 

97. Widyasih I. S., Nugraha A. P., Asikin N. A. Cultural terms translation in “the rainbow troops” novel as an effort to reach good criteria: a componential analysis // UNNES International Conference on ELTLT. 2017. P. 408-425.

Актуальным остается вопрос о содержании внеучебной деятельности, так как рассматривать ее следует как составную часть профессиональной подготовки студента, а полученные результаты необходимо направить на результаты работы высшей школы. Для этого следует провести повышение квалификации сотрудников университета, которые принимают участие во внеучебной работе со студентами (кураторов академических групп, руководителей творческих коллективов и др.) и предоставить возможность студентам принимать участие в обсуждениях, которые касаются вопроса о деятельности образовательного учреждения на всех уровнях.
Реализация механизма организации внеучебной деятельности в вузе должна стать разработка стратегической программы и концепции. Для этого требуется внести разнообразие в направления внеучебной деятельности, за счет создания постоянно-действующих форм, предоставить доступ к программам и отчетам оценивания результатов внеучебной деятельности с привлечением студентов к их анализу, развивать направления сотрудничества с партнерами, разрабатывающими и реализующими государственную молодежную политику в городе. Имеется возможность для разработки диагностического инструментария, для дополнения фонда оценочных средств при оценивании результатов внеучебной деятельности.