Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности". В которой рассмотрена специфика проявления толерантности в младшем школьном возрасте и выявлены их уровни; разработана и внедрена программа внеурочной деятельности, способствующая формированию толерантности у детей младшего школьного возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.10.2025
Объем файла
1146 Кб
Количество страниц
72
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
В современном обществе, одним из основополагающих условий выступает условие формирования социально-экономических принципиально новых отношений. Но нельзя не отметить, что развитие российского образования, государства и общества является очень противоречивым и сложным. В 21 веке социальная нестабильность приводит нас к развитию негативных явлений почти во всех областях социальных отношений, в первую очереди в области толерантности.
Основными признаками сильных социальных изменений явились повышение уровня социального разлада, возникновение кризисов поведения (протестное, девиантное, депрессии и т.д.), рост агрессии у подрастающих граждан. В связи с участившимися актами насилия, террористическими актами, возросшими конфликтами было принято решение о создании и введении международных документов в отрасли воспитания толерантности и препятствования интолерантности подрастающих поколений, что приводится в работах [2]-[4].
«С самых первых месяцев жизненные процессы и функц

Оглавление 
Введение ................................................................................................................. 4 
Глава 1 Теоретические основы формирования толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности ............................ 9
1.1 Психолого – педагогический и историко – философский аспекты понятия «толерантность» ...................................................................................... 9 
1.2 Психолого – педагогические условия формирования толерантности в младшем школьном возрасте ........................................................................... 18 
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у младших школьников ....................................................................................... 31 
2.1 Выявление уровня сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста .............. 31 
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий во внеурочной деятельности для повышения толерантности у детей младшего школьного возраста ............................ 47 
2.3 Динамика сформированности уровня толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности ......................................................... 60
Заключение ........................................................................................................... 72 
Список используемой литературы ..................................................................... 74 
Приложение А Результаты диагностических методик .................................... 80 

 

Список используемой литературы 

1. Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений // Сб. науч. – метод. ст. М.: 2003. С. 85-92 

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: 

Изд-во: «Пресс», 1996. С. 96-99 

3. Андронова И.С. Технология развития толерантности младших школьников к культурным ценностям разных народов средствами русского и зарубежного фольклора. Изд-во «Ишим», 2019. С. 28-30 

4. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. М.: Изд-во «МГУ» 2016. С. 8-12 

5. Асташова Н.А. Толерантность как условие самореализации личности [Электронный ресурс]. URL: 

https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-kak-uslovie-samorealizatsii-lichnosti 

(Дата обращения 21.02.2021) 

6. Ахметжанова Г.В. Организация и проведение научных 

исследований в профессионально-педагогической деятельности. Электрон. учеб. – метод. пособие. Тольятти.: Изд-во «ТГУ», 2015. 40 с.  

7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Педагогический аспект. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. 60 с.  

8. Батрак Я.А. Развитие толерантности младших школьников. Братск: ГИМНЦ, 2010. 97 с. 

9. Бардиер. Г.А, Никольская И.М. Уроки психологии в начальной школе. Спб.: Изд-во «Речь», 2016. 197 с. 

10. Белкин А.И. Почему мы такие? // Психологические этюды. М.: 

Внешторгиздат, 1993. 186 с. 

11. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. Спб.: Издво «Питер», 2015. С. 13-21 

12. Братченко Л.М. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск.: Изд-во «Версо», 2017. С. 104-117  

13. Ванеева Л.И. Воспитание этнокультурной толерантности у детей младшего школьного возраста // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сб. материалов VIII Междунар. науч. – прак. конф. Чебоксары.: Изд-во «Редкол», 2019, С. 71-73  

14. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства. Чита.: Изд-во «Новое образование», 2012. N 6. С. 12-16  

15. Выготский Л.С. Педология юношеского возраста. Особенности поведения подростка. М.: Изд-во «БЗО» при 2-ом МГУ, 2017. 106 с. 

16. Гаврилова Т.Г. Педагогические условия формирования толерантности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Диалог культур и толерантность общения. Горно-Алтайск.: Изд-во: «Алтын Туу», 2017. С. 171-177  

17. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. М.: Изд

Цель методики Гаврилычевой «Конвейер» - выявление поведенческих навыков детей в ситуации взаимодействия. Эксперимент, предпочтительно, необходимо было провести в привычных условиях и в рабочей обстановке. Классы испытуемых контрольной и экспериментальной групп, состояли из команд по 5-6 человек. На занятии  они выполняли некие операции, которые состояли из нескольких подопераций, в конечном счете, складывающихся в общую работу. Например, один учащийся обводит трафарет флажка, следующий вырезает флажок,  позднее третий приклеивает украшения на обе стороны флажка, четвертый член команды делает загиб, а пятый – вдевает нитку. Самой трудоемкой среди всех перечисленных операций является третья, так как потребовала дополнительного усилия. Контроль за всем процессом ведет взрослый, постоянно наблюдая за действиями учащихся, особенно за реакцией остальных учащихся на действия учеников третьей группы, выполняющей самое тяжелое задание.   
Результаты наблюдений за поведением испытуемых контрольной и экспериментальной групп, при использовании методики «Конвейер» были нами проанализированы и представле