Использование в логопедической работе методов мнемотехники для развития связного речевого высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование гармонично развитой личности представляет собой одну из самых главных целей на современном этапе становления педагогической науки и практики. Становление и раскрытие потенциала ребенка, развитие способности связно и грамотно излагать свои мысли, является целью педагогики на данном этапе её развития. Вопросу, решающему проблемы формирования последовательного и логически правильного высказывания в процессе обучения в коррекционно-образовательном пространстве, уделено значительное внимание. Это очень важно, от этого зависит, насколько эффективен будет коррекционно-образовательный процесс, так как данный компонент тесно связан с другими аспектами целостного развития речи.
Изучением использования в логопедической работе, методов мнемотехники для развития связного речевого высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи в педагогической практике, изучается в трудах таких педагогов, как: М.М Алексеева [1] , А.Р. Лурия [19], С.Л.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития связного речевого высказывания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Понятие мнемотехники, как эффективного метода развития речи дошкольников
1.2 Развитие связного речевого высказывания, как научная категория его виды и механизмы
1.3 Особенности развития связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.4 Характеристика формирования связного речевого высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением мнемотехники
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния методов мнемотехники на развитие связного речевого высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов особенностей развития связного речевого высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. – с.27-43.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2009.
3. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3 с. 45-48
4. Бехтерев В.Н. Основы учения о функциях мозга—СПб.: Брокгауз-Эфрон, 2013. — 512 с.
5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
6. Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольноговозраста— М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
7. Введенская Л. А. Теория и практика русской речи– СПб.: Питер принт, 2012. – 364 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. – М., 2011. – 640с.
9. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 9. – с. 28-34.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2007. – 480 с.
11. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М., 2006
12. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351с.
13. Гомзяк О. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
14. Гриншпун Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. Дефектология.— 2013.—№3.
15. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
16. Зернова Л.П. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для дефектологических факультето
Каждое высказывание, имеет свою характеристику, которая определяется несколькими критериями, а именно: по главному, направляющему психическому процессу, по наиболее активному (важному) назначению, потому на кого ориентировано данное высказывание. (см. Рисунок 7)
Рисунок 7- Характеристика связного высказывания
Существует 4 вида монолога по активному назначению: рассуждение, повествование, описание, объединяющие в себе несколько видов.
Потому на кого ориентировано данное высказывание: выдуманные тексты, по наиболее знакомым или изучаемым предметам ( овощи, фрукты, животные).
Данные рассказы могут быть воспроизведены ребенком, либо на основе когда увиденного им предмета, либо опираясь на изображение, сказку, любимый мультфи

