Управление процессом социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в профессиональной организации
Введение
Жизнь определяется степенью адаптивности человека.
Врожденные основы адаптации – это инстинкты, конституция тела, темперамент, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.
Начало обучения в профессиональной организации – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни юноши. Сложности есть как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Еще Дмитрий Иванович Менделеев в свое время (1900 г.) говорил о том, что «…переходной ступенью от начального обучения к высшему среднее образование должно быть рассчитано на учащихся того возраста, когда юноша уже способен понимать философские начала избираемого им дела и когда он еще достаточно впечатлителен, чтобы испытать то чистое романтическое увлечение делом, которое, сохранившись на всю жизнь, делает из человека истинного специалиста
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления процессом социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в профессиональной организации
1.1. Определения содержания понятий «адаптация», «дезадаптация», «социально-психологическая адаптация»
1.2. Организационно-педагогические условия адаптации студентов первого курса к условиям обучения в профессиональной организации
1.3. Досуговая деятельность как средство социально-психологической адаптации студентов первого курса
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по управлению процессом социально-психологической адаптации студентов-первокурсников
2.1. Задачи, содержание и методика опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Литература
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа – 1991. – № 1 – С. 15.
2. Адаптация // Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В.В. Давыдова – М.: Научное из-во БРЭ, 1993. – С. 20.
3. Андрюхина Н.Ю. Система профессионализации учащихся в условиях преемственности «школа – среднепрофессиональное заведение»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Владимир, 2002.
4. Безруких М.М. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 1998.
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.
6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998.
7. Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. – Барнаул, 1997.
8. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2000.
9. Воспитательная система класса: Методическое пособие /Под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1998.
10. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. – Воронеж: Из-во ВГУ, 1981.
11. Даренских Л.А. Профессионально-направленная адаптация первокурсников в педагогическом колледже: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2000.
12. Досуг // Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Научное из-во БРЭ, 1993. – С. 228.
13. Евглевский Ю.А. Студент – звучит гордо // Каменские вести. – 2002. - № 10. – С. 4.
14. Ермакова Н. О профессиональной подготовке педагогических кадров // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 10. – С. 99-100.
15. Жданова И.П. Адаптация первокурсников // Специалист. – 2001. – № 12. – С. 14.
16. Калина Р., Семенова Л. Ребенок пошел в детский сад // Дошкольное воспитание – 1998. - № 4. – С. 4-9.
17. Ковель Н.Г., Пунич И.Б., Стрижева Е.В. Знакомство с профессиональной деятельностью: Программа практики. – Камень-на-Оби: Из-во КПК, 1996.
18. Крайник В.Л. Формирование учебной деятельности студентов первого курса: Дис. ... канд. пед. наук. – Барнаул, 1997.
19. Кривченко Т.А. Комм
Предложенная система работы по адаптации студентов первого курса к условиям обучения в профессиональной организации рассчитана на один учебный год и начинается за неделю до 1-го сентября.
При этом мы условно выделяем первую неделю, как этап первичной адаптации, в котором различаем три формы:
Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей профессиональной школы, к содержанию обучения в ней и к ее требованиям.
Общественная адаптация, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов – первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением учебного заведения в целом.
Дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в профессиональной организаци

