Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность подготовки детей к обучению грамоте на социально -педагогическом уровне определяется поиском новых способов и методик ознакомления детей с миром языка и речи. На современном этапе развития общества важное значение приобретает раннее формирование представлений о грамоте у подрастающего поколения. В «Национальной доктрине образования РФ »[23], «Федеральной программе развития образования 2020» [41], «Федеральном государственном образовательном стандарте » [42] и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности, а также преемственность уровней и ступеней образования. Это обуславливает приоритет подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что идея обучения грамоте в детском саду возникла давн
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………… 10
1.1. Проблема изучения подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в психолого-педагогических исследованиях ……………. 11
1.2. Методика подготовки к обучению чтению старших дошкольников как эффективное методическое решение по подготовке к обучению грамоте….. 26
1.3. Педагогические условия подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению в рамках раздела подготовки к обучению грамоте …………………………………………………………………………... 39
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ ………………………………………………………... 48
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ……………………………………………………… 50
2.1. Выявление уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к чтению, как раздела подготовки к обучению грамоте на констатирующем этапе исследования…………….. 50
2.2. Разработка и реализация комплекса мероприятий по подготовке к чтению детей старшего дошкольного возраста как раздела подготовки к обучению грамоте на формирующем этапе исследования ………. 59
2.3. Анализ результатов исследования по реализации методических решений по подготовке детей старшего дошкольного возраста к чтению, как раздела подготовки к обучению грамоте на контрольном этапе исследования…………………………………………………………………….. 65
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ……………………………………………………..…. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. [Текст]/Н. М. Аксарина. – М.: Медицина, 1977г. – 267 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, Б. И. Яшина - 3-е изд. ,стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. [Текст]/ Б. Г. Ананьев. — Психология чувственного познания. — М. , 1960.
4. Аршавский, И. А. Возрастная физиология [Текст ] /И.А. Аршавский, А. А. Маркосян, Х.Д. Ломазова и др.; Редкол. : акад. В. Н. Никитин (отв. ред. ) и др. ; АН СССР, Науч. совет по комплексным проблемам физиологии человека и животных. - Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1975. - 691 с.
5. Божович, Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) [Электронный ресурс] / Л. И. Божович //Культурно-историческая психология. – 2006. – №1 – режимдоступа: https://web. archive.org /web/20070702162349/http: //vygotsky. mgppu. ru/1192
6. Бородина, В.А. Словарь-справочник по чтению: практикум [Текст ] / В. А. Бородина, С. М. Бородин. - Москва : РШБА, 2017. - 231 с.; 22 см
7. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте. /Н.С. Варенцова. – М. : Мозаика Синтез, 2012. – 112с.
8. Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения. / В.П. Вахтеров. – М, 1987. – 154 с.
9. Венгер, Л.А. Подготовка детей к школе в детском саду / Л. А. Венгер, А.Н. Давидчук, Р. С. Буре и др. - М.: Педагогика, 1977. - 160 с.
10. Воскресенская -Есипова, А. И. Обучение грамоте детей шестилетнего возраста [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т общего и политехн. образования. – Москва : [б. и.], 1961. – 20 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь : [монография] / Л. С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 2017. – 350 с.
12. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст ]/ Т.Н. Доронова.– М. , 2002. – 120 с.
13. Дурова, Н.В. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е.Журова. Н.С. Варенцова, Н. В.Дурова, Л.Н. Невская/ Под ред. Н. В.Дуровой. - M.: Школа Пресс, 1998. - 144 с.
14. Журова Л. Е. Программа образования детей дошкольного возраста «Предшкольная пора ». ФГОС [Текст ]/ Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Л.Е. Журова – М. : Просвещение/Вентана -Граф, 2016г. – 96с.
15. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст ] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии; Под ред. [и с предисл. ] А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - Москва : Просвещение, 1964. - 352 с. : граф. ; 20 см.
16. Кипина, И.А. Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И. А. Кипина, К. В. Трофимова, А. В. Федосеева [и др. ]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 146-152. — URL: https://moluch. ru/archive /373/83420/ (дата обращения: 22.11.2022).
17. Кириллова Л. Энциклопедия методов обучения чтению. Буквы, слоги, кубики. – М. :АСТ, 2008.
18. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. [Текст]/ А. А. Кирсанов - Казань, 2012. – 156 с.
19. Колесникова Е. В. Диагностика
Обучение чтению формирование у обучающегося как можно более широкого и упорядоченного читательского кругозора на основе типа правильной читательской деятельности Бородина, В.А. Словарь-справочник по чтению: практикум [Текст ] / В. А. Бородина, С. М. Бородин. - Москва : РШБА, 2017. - 231 с.; 22 см.
Методика обучения чтению наука о читателе; раздел методики родного языка, т.е. органическая часть науки о том, как наиболее экономно, разумно и продуктивно построить процесс формирования у обучаемого типа правильной читательской деятельности, обеспечивая при этом овладение родным языком как средством дистанционного общения, литературное развитие, интерес к литературе как искусству и к ее творцам как мастерам слова и Гражданам – прежде всего своего Отечества (Светловская н. н., 1993). Бородина, В.А. Словарь-справочник по чтению: практикум [Текст ] / В. А. Бородина, С. М. Бородин. - М

