Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Скачать дипломную работу на тему: "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте". В которой выявлены и проанализированы уровни готовности к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Разработаны и реализованы технологические карты по подготовке к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста на основе методики Ю.А. Пчелинцевой «Словолодочки».
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.10.2025
Объем файла
4368 Кб
Количество страниц
70
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность подготовки детей к обучению грамоте на социально -педагогическом уровне определяется поиском новых способов и методик ознакомления детей с миром языка и речи. На современном этапе развития общества важное значение приобретает раннее формирование представлений о грамоте у подрастающего поколения. В «Национальной доктрине образования РФ »[23], «Федеральной программе развития образования 2020» [41], «Федеральном государственном образовательном стандарте » [42] и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности, а также преемственность уровней и ступеней образования. Это обуславливает приоритет подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что идея обучения грамоте в детском саду возникла давн

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………… 10

1.1. Проблема изучения подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в психолого-педагогических исследованиях ……………. 11

1.2. Методика подготовки к обучению чтению старших дошкольников как эффективное методическое решение по подготовке к обучению грамоте….. 26

1.3.  Педагогические условия подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению в рамках раздела подготовки к обучению грамоте …………………………………………………………………………... 39

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ ………………………………………………………... 48

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ……………………………………………………… 50

2.1. Выявление уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к чтению, как раздела подготовки к обучению грамоте на констатирующем этапе исследования…………….. 50

2.2. Разработка и реализация комплекса мероприятий по подготовке к чтению детей старшего дошкольного возраста как раздела подготовки к обучению грамоте на формирующем этапе исследования ………. 59

2.3. Анализ результатов исследования по реализации методических решений по подготовке детей старшего дошкольного возраста к чтению, как раздела подготовки к обучению грамоте на контрольном этапе исследования…………………………………………………………………….. 65

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ……………………………………………………..…. 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. [Текст]/Н. М. Аксарина. – М.: Медицина, 1977г. – 267 с.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, Б. И. Яшина  - 3-е изд. ,стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. 

3. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. [Текст]/ Б. Г. Ананьев. — Психология чувственного познания. — М. , 1960.

4. Аршавский, И. А. Возрастная физиология [Текст ] /И.А. Аршавский, А. А. Маркосян, Х.Д. Ломазова и др.; Редкол. : акад. В. Н. Никитин (отв. ред. ) и др. ; АН СССР, Науч. совет по комплексным проблемам физиологии человека и животных. - Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1975. - 691 с.

5. Божович, Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) [Электронный ресурс] / Л. И. Божович //Культурно-историческая психология. – 2006. – №1 – режимдоступа: https://web. archive.org /web/20070702162349/http: //vygotsky. mgppu. ru/1192

6. Бородина, В.А. Словарь-справочник по чтению: практикум [Текст ] / В. А. Бородина, С. М. Бородин. - Москва : РШБА, 2017. - 231 с.; 22 см 

7. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте. /Н.С. Варенцова. – М. : Мозаика Синтез, 2012. – 112с.

8. Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения. / В.П. Вахтеров. – М, 1987. – 154 с.

9. Венгер, Л.А. Подготовка детей к школе в детском саду / Л. А. Венгер, А.Н. Давидчук, Р. С. Буре и др. - М.: Педагогика, 1977. - 160 с.

10. Воскресенская -Есипова, А. И. Обучение грамоте детей шестилетнего возраста [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т общего и политехн. образования. – Москва : [б. и.], 1961. – 20 с. 

11. Выготский, Л. С. Мышление и речь : [монография] / Л. С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 2017. – 350 с.

12. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст ]/ Т.Н. Доронова.– М. , 2002. – 120 с.

13. Дурова, Н.В. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е.Журова. Н.С. Варенцова, Н. В.Дурова, Л.Н. Невская/ Под ред. Н. В.Дуровой. - M.: Школа Пресс, 1998. - 144 с. 

14. Журова Л. Е. Программа образования детей дошкольного возраста «Предшкольная пора ». ФГОС [Текст ]/ Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Л.Е. Журова – М. : Просвещение/Вентана -Граф, 2016г. – 96с.

15. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст ] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии; Под ред. [и с предисл. ] А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - Москва : Просвещение, 1964. - 352 с. : граф. ; 20 см.

16. Кипина, И.А. Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И. А. Кипина, К. В. Трофимова, А. В. Федосеева [и др. ]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 146-152. — URL: https://moluch. ru/archive /373/83420/ (дата обращения: 22.11.2022).

17. Кириллова Л. Энциклопедия методов обучения чтению. Буквы, слоги, кубики. – М. :АСТ, 2008.

18. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. [Текст]/ А. А. Кирсанов - Казань, 2012. – 156 с. 

19. Колесникова Е. В. Диагностика 

Обучение чтению формирование у обучающегося как можно более широкого и упорядоченного читательского кругозора на основе типа правильной читательской деятельности Бородина, В.А. Словарь-справочник по чтению: практикум [Текст ] / В. А. Бородина, С. М. Бородин. - Москва : РШБА, 2017. - 231 с.; 22 см.
Методика обучения чтению наука о читателе; раздел методики родного языка, т.е. органическая часть науки о том, как наиболее экономно, разумно и продуктивно построить процесс формирования у обучаемого типа правильной читательской деятельности, обеспечивая при этом овладение родным языком как средством дистанционного общения, литературное развитие, интерес к литературе как искусству и к ее творцам как мастерам слова и Гражданам – прежде всего своего Отечества (Светловская н. н., 1993). Бородина, В.А. Словарь-справочник по чтению: практикум [Текст ] / В. А. Бородина, С. М. Бородин. - М