Методы активизации познавательной деятельности на уроках технологии

Скачать курсовую работу на тему: "Методы активизации познавательной деятельности на уроках технологии". В которой выявлены методы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии. Подобраны конспекты уроков, фрагменты занятий с методами и приемами для активизации познавательной деятельности обучающихся младших классов на уроках технологии.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
21.10.2025
Объем файла
248 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исследования ученых наглядно продемонстрировали, что потенциал людей, которых чаще всего называют одаренными, гениальными – не отклонение, а норма. Задача содержится лишь в том, чтобы раскрепостить мышление индивида, увеличить коэффициент его полезного действия, применять те богатые способности, которые дала ему природа, и о присутствии которых многие зачастую и не предполагают. Постепенно укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес стает основанием положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его воздействием у ребенка регулярно возникают вопросы, ответы на которые он самостоятельно безостановочно и интенсивно ищет. При этом поисковая деятельность совершается с увлечением, он ощущает эмоциональный пик, радость от удачи. Познавательный интерес благотворно воздействует не только на процесс и итог деятельности, но и на течение психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3-6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ   АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА   УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………6-28

1.1. Понятие «Познавательная деятельность» в психолого- педагогической литературе……………………………………………….......6-12

1.2 Особенности активизации познавательной деятельности обучающихся младших классов на уроках технологии 12-17

1.3 Методы активизации познавательной деятельности обучающихся младших классов на уроках технологии 17-27

Вывод по первой главе 28

ГЛАВА2.ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО  АКТИВИЗАЦИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……..29-49

2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников. 29-32

2.2. Конспекты и фрагменты уроков и занятий по труду с эффективным применением методов и приемов для активизации познавательной деятельности обучающихся младших классов на технологии 33-48

Вывод по второй главе……………………………………………..……..49 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50-52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53-56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.

2. Бабанский Ю.К., Журавлев В.Н., Розов В.К. . Введение в научное исследование  по педагогике / Под ред. В.Н. Журавлева. - М.: Просвещение,1988.-239 с.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика,1977.-254 с.

4. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 1981.– 143

5. Бондаревский  В.В. Воспитание интереса к знаниям  и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

6. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л.Л.Литвин, Н.Т. Бритаева. - М.: Педагогика, 1987. - 400 с.

7. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1970. - 142 с.

8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 172 с.

9. Ушинский К. Д. Детский мир / Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - т. 3. - с. 6-501.

10. Ушинский К.Д. Родное слово: Для детей младшего возраста / Педагогич.соч. - М.: Педагогика, 1989. - т. 4. - с. 90-359.

11. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся / Педагогич. соч. -М.: Педагогика, 1989. - т. 4. - с. 23-89.

12. Вохминова Л.В., Савченко А.П. Познавательная активность младших школьников: проблемы и перспективы развития/Вестник Северного (Арктического) федерального университета. № 4/2010

13.   Серикова В.В. «Обучение как вид педагогической деятельности психологов»: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 256 с. – (Профессионализм педагога).

14. Гаврилычева Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе”: Начальная школа №12, 2006г. М. Просвещение с. 18-27.

15. Геронимус Т.М. Программа по трудовому обучению 1-4 классы «Школа мастеров». [Текст] // Москва: АСТ-ПРЕСС школа, 2011 г.

16. Гончаров В.С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии [Текст]/ В.С. Гончаров. - Курган, 1998

17. Огерчук, Л.Ю. Технология труда в начальной школе. Работа с клеем и ножницами. (Библиотека журнала "Школа и производство". Выпуск 6.) [Текст] /Л.Ю. Огерчук. //М., Школа-Пресс, 2014.

18. Зак А.З. Развитие умственных спосо

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только нелегка, но практически и невыполнима. Вот почему в процессе обучения требуется постепенно  развивать, возбуждать и фиксировать познавательную активность обучающихся и как значительный мотив учения, и как устойчивую черту личности, и как сильный метод воспитывающего обучения, повышения его качества.  По мнению Щукиной, «под воздействием интереса формируется мыслительная активность, которая проявляется во множестве вопросов, с какими ученик, например, обращается к педагогу, к взрослым, родителям, выясняя суть интересующего его явления». Поиск и чтение книг в интересующей области, выбор некоторых форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, - все это создаёт и развивает личность ученика. .
Определяя интерес как средство обучения, необходимо сказать, что интересное обучение - это не развлекательное преподавание, насыщенное демонстрациями красочных пособий, эффективными опытами,  занимательными рассказами и задачами и т. д., это даже не упростившее обучение, в котором все изложено, разъяснено и воспитаннику остается только запомнить. Интерес как средство обучения воздействует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, умеющие удержать порывы интереса, образующиеся при внешних влияниях. Необычность, новизна, странность, неожиданность, несоотв