Развитие вариативного мышления на уроках математики через решение арифметических задач
Введение
На современном этапе система образовательного процесса сопровождается переосмыслением теоретических и практических положений, современное образование приобретает гуманистический характер, конкретизируя механизмы, позволяющие всесторонне и гармонично развивать подрастающую личность.
Требование повышения качества образования, вызванное глобальными преобразованиями в России, касается всех уровней образования, в том числе и начального общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) выдвигает ряд требований к выпускнику начальной школы, целью которой является подготовка учащихся к самостоятельной практической деятельности. Данная цель направлена на овладение учащимися способностей и навыков реализовывать на практике умения решать возникающие учебные проблемы.
Одной из важнейших задач образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей про
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы развития вариативности мышления в курсе математики начальной школы средствами арифметических задач ……….6
1.1 Понятие задача и основные классификации в начальном курсе математики …………………………………6
1.2 Основные методические подходы к ознакомлению и формированию понятия «задача» в начальной школе ………………..9
1.3 Развитие вариативности мышления средствами решения задач в 4 классе ………………………………………………13
2 Практический опыт развития вариативности мышления на уроках математики в 4 классе средствами решения задач ……………..………17
2.1 Исследование уровня развития вариативного мышления ……………17
2.2 Формирование вариативного мышления ……………………………....22
2.3 Сравнение уровня развития вариативного мышления до и после формирующего эксперимента ….………………28
Заключение ……………………………………………………………………. 32
Список использованных источников …………………………………………34
Список использованных источников
1. Абрамова, О. А. Актуальные проблемы педагогической теории и образовательной практики: история и современность / О. А. Абрамова, Л. Г. Куликова. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : сборник статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с Международным участием – г. Барнаул, 25–26 апреля 2018 г. / редколлегия : О. Г. Холодкова ; Алтайский государственный педагогический университет. – Барнаул : АлтГПУ, 2019. – 191 с. – ISBN 978-5-88210-937-9.
2. Архиреева, Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста /Т.В.Архиреева // Культурно-историческая психология. 2015. – Т. 11. – №2. – С. 38-47.
3. Баракина Т.В. Обучение младших школьников решению составных задач с пропорциональными величинами // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 10. С. 43-46.
4. Глушакова, Б. Н. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника / Б. Н. Глушакова. – Москва : Учитель, 2008. – 342 с.
5. Григорьев, Д. В. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Москва : Просвещение, 2011. – 223 с. – Текст : непосредственный.
6. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы : сборник программ / Департамент образования и науки Кемеровской области, Областной центр дополнительного образования детей, Региональный модельный центр ; под редакций И. В. Афанасьева. – Кемерово : КРИПКиПРО, 2019. – 245 с. – Текст : непосредственный.
7. Истомина Н.Б. Как научить младших школьников решать текстовые задачи // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С 10–14.
8. Как научиться решать задачи : Беседы о решении математических задач : пособие для учащихся / Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий, В. Я. Стеценко; под редакцией Л. М. Фридмана. – Каунас : Швиеса, 1982. – 150 с. – Текст : непосредственный.
9. Константинова, Н.И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе / Н. И. Константинова // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – №1. – С. 73-77. – Текст : непосредственный.
10. Коршунова, О. В. Методическое обеспечение студента по практике : учебно-методическое пособие / С. С. Быкова, О. В. Коршунова ; Вятский государственный университет. – Киров : РИЦ ВятГУ, 2019. – 129 с. – Текст : непосредственный.
11. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др. – Москва : Просвещение, 2016. – 124 с.
12. Математика. 4 класс : учебник : в двух частях / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. – 12-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2022.
13. Методика начального обучения математике : учебное пособие для пед. ин-тов по спец. 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / В. Л. Дрозд и др. ; под редакцией А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. – Минск : Вышэйш. шк., 1988. – 253с.
14. Методика обучения и воспитания младших школьников : для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогиче
Затем, учитель спрашивает: «Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой – в учебник «Окружающий мир»? Данный метод обеспечивает творческое применение знаний, таким образом, учащиеся приходят к выводу, что первый текст нужно поместить в учебник «Математика», так как в нем есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления, а второй рассказ необходимо поместить в учебник «Окружающий мир».) Так учитель спрашивает, как называется первый рассказ на языке математики, дети отвечают – задача.
Таким образом, методика работы с текстовой задачей в начальной школе делится на этапы: подготовительный, ознакомительный, закрепление. Существуют различные методические подходы к ознакомлению и формированию понятия «задача» в начальной шко

