Развитие вариативного мышления на уроках математики через решение арифметических задач

Скачать курсовую работу на тему: "Развитие вариативного мышления на уроках математики через решение арифметических задач". В которой рассмотрены формы и методы развития вариативности мышления средствами решения задач в 4 классе; исследован уровень развития вариативного мышления на констатирующей этапе эксперимента.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
21.10.2025
Объем файла
411 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

На современном этапе система образовательного процесса сопровождается переосмыслением теоретических и практических положений, современное образование приобретает гуманистический характер, конкретизируя механизмы, позволяющие всесторонне и гармонично развивать подрастающую личность.
Требование повышения качества образования, вызванное глобальными преобразованиями в России, касается всех уровней образования, в том числе и начального общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) выдвигает ряд требований к выпускнику начальной школы, целью которой является подготовка учащихся к самостоятельной практической деятельности. Данная цель направлена на овладение учащимися способностей и навыков реализовывать на практике умения решать возникающие учебные проблемы.
Одной из важнейших задач образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей про

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3

1 Теоретические основы развития вариативности мышления в курсе математики начальной школы средствами арифметических задач ……….6

1.1 Понятие задача и основные классификации в начальном курсе математики …………………………………6

1.2 Основные методические подходы к ознакомлению и формированию понятия «задача» в начальной школе ………………..9

1.3 Развитие вариативности мышления средствами решения задач в 4 классе ………………………………………………13

2 Практический опыт развития вариативности мышления на уроках математики в 4 классе средствами решения задач ……………..………17

2.1 Исследование уровня развития вариативного мышления ……………17

2.2 Формирование вариативного мышления ……………………………....22

2.3 Сравнение уровня развития вариативного мышления до и после формирующего эксперимента ….………………28

Заключение ……………………………………………………………………. 32

Список использованных источников …………………………………………34

 

Список использованных источников

1. Абрамова, О. А. Актуальные проблемы педагогической теории и образовательной практики: история и современность / О. А. Абрамова, Л. Г. Куликова. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : сборник статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с Международным участием – г. Барнаул, 25–26 апреля 2018 г. / редколлегия : О. Г. Холодкова ; Алтайский государственный педагогический университет. – Барнаул :  АлтГПУ, 2019. – 191 с. – ISBN 978-5-88210-937-9. 

2. Архиреева, Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста /Т.В.Архиреева // Культурно-историческая психология. 2015. – Т. 11. – №2. – С. 38-47. 

3. Баракина Т.В. Обучение младших школьников решению составных задач с пропорциональными величинами // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 10. С. 43-46.

4. Глушакова, Б. Н. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника / Б. Н. Глушакова. – Москва : Учитель, 2008. – 342 с.

5. Григорьев, Д. В. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Москва : Просвещение, 2011. – 223 с. – Текст : непосредственный.

6. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы : сборник программ / Департамент образования и науки Кемеровской области, Областной центр дополнительного образования детей, Региональный модельный центр ; под редакций И. В. Афанасьева. – Кемерово : КРИПКиПРО, 2019.  – 245 с. – Текст : непосредственный.

7. Истомина Н.Б. Как научить младших школьников решать текстовые задачи // Начальная школа. – 2004. –  № 6. – С 10–14.

8. Как научиться решать задачи : Беседы о решении математических задач : пособие для учащихся / Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий, В. Я. Стеценко; под редакцией Л. М. Фридмана. –  Каунас : Швиеса, 1982. – 150 с.  – Текст : непосредственный.

9. Константинова, Н.И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе / Н. И. Константинова // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – №1. – С. 73-77.  – Текст : непосредственный.

10. Коршунова, О. В. Методическое обеспечение студента по практике : учебно-методическое пособие / С. С. Быкова, О. В. Коршунова ; Вятский государственный университет. – Киров : РИЦ ВятГУ, 2019. – 129 с. – Текст : непосредственный.

11. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др. – Москва : Просвещение, 2016. – 124 с.

12. Математика. 4 класс : учебник : в двух частях / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. – 12-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2022.

13. Методика начального обучения математике : учебное пособие для пед. ин-тов по спец. 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / В. Л. Дрозд и др. ; под редакцией А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. – Минск : Вышэйш. шк., 1988. – 253с.

14. Методика обучения и воспитания младших школьников : для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогиче

Затем, учитель спрашивает: «Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой – в учебник «Окружающий мир»? Данный метод обеспечивает творческое применение знаний, таким образом, учащиеся приходят к выводу, что первый текст нужно поместить в учебник «Математика», так как в нем есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления, а второй рассказ необходимо поместить в учебник «Окружающий мир».) Так учитель спрашивает, как называется первый рассказ на языке математики, дети отвечают – задача.
Таким образом, методика работы с текстовой задачей в начальной школе делится на этапы: подготовительный, ознакомительный, закрепление. Существуют различные методические подходы к ознакомлению и формированию понятия «задача» в начальной шко