Активизация словаря у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
ВВЕДЕНИЕ
В связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды, экологии, общества в настоящее время произошел рост количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Поэтому возникает проблема в речевом развитии. У детей наблюдается ограниченность активного и пассивного словарей, они испытывают трудности в школьном обучении в будущем. Помочь преодолеть эти трудности могут педагоги и логопеды, целью которых является выявление этих проблем на ранних этапах жизни детей с нарушениями речи.
Дошкольный возраст является одним из важных периодов в развитии ребенка. В этом возрасте ребенок изучает родной язык, увеличивает словарный запас, а также формируется его личность. Владение грамотной речью дает основу для дальнейшего развития умственного, нравственного и эстетического воспитания. Рост патологий, в том числе и тяжелых нарушений речи, является достаточно серьезной проблемой в современном обществе. Владение языком и развитие языковых способностей являются основой формир
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ……………6
1.1 Развитие словарного запаса детей в онтогенезе…………………………........6
1.2 Особенности формирования словаря у детей с нарушениями речи………………………………………………………………………….............12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…...……...18
2.1 Специфика логопедической работы по обогащению словарного запаса у детей с нарушениями речи……..………………………………………….………18
2.2 Методы и приемы активизации словаря у детей с нарушениями речи…………………………………………………………………………..….......24
ГЛАВА 3. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ………………..………………………………….……...32
3.1 Уровень развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями речи на констатирующем этапе…………………………………...32
3.2 Работа по активизации словаря у детей с нарушениями речи на формирующем этапе…………………………….……..……………………..……43
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..……..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………………………………57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений – 3–е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. – М., 1948.– 336 с.
3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студ. вузов. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 319 с.
4. Басина Е. З., Бугрименко Е. А. Особенности психологического развития детей 6–7–летнего возраста; под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
5. Винарская Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – М.: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
6. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. –– М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
7. Волкова Г. А. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи: учеб. – метод. пособие. — СПб: изд. Детство – пресс, 2004. — 144 с.
8. Выготский Л. С. Развитие устной речи / под ред. А.М. Матюшкина: Собрание сочинений: в 6–ти т. – М.: Педагогика, 1983. – 386 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство – пресс, 2001. – 472 с.
10. Горюнова Т. П. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития [Текст] / Т. П. Горюнова, В. С. Минашина, Н. И. Сереброва. – М.: 1985. – 269с.
11. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – 2–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 238с.
12. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жинкин // Советская педагогика. М.: – 1954. – № 6. – С.15–22.
13. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова // Сенсорное воспитание дошкольника. – М.: изд. АПН РСФСР, 1963. – с. 79–85
14. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени филол. наук. – Новосибирск: 1972. – 23 с.
15. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В.А. Ковшиков. – 4 – е изд. КАРО. – СПб.: 2006. – 298 с.
16. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 414 с.
17. Крупенчук, О. И. Движение и речь [Текст]: кинезиология в коррекции детской речи / О. И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2019. – 45 с.
18. Лалаева Р.
Постепенно усложняется структура слова, отрабатываются односложные слова: «дом», «нос», «мак»; трехсложные с прямыми открытыми слогами: «машина», «собака», «лопата»; двусложные со стечением согласных; «кошка», «ложка», «кукла». Как только у ребенка появляется даже незначительный словарь, логопед может начинать работу над фразой [13].
Дальнейшее расширение словаря происходит по тематическим группам с усложнением материала. Особое внимание при работе с номинативным словарем необходимо уделять усвоению обобщающих понятий, названиям частей тела и предметов, а также тем словам, которые наиболее трудны для произношения ребенку.
Сначала проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с частотными существительными, входящих в состав этого обобщающего понятия. На последующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.
Развитие словаря прилагательных осуществляется вместе с развитием абстрактных представлений (цв

