Особенности развития социально-коммуникативной сферы детей с РАС

Цель исследования: изучение социально-коммуникативных умений обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.08.2022
Объем файла
439 Кб
Количество страниц
35
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
При расстройстве аутистического спектра у детей отмечается нарушение социального взаимодействия, коммуникации и поведения. Многие уделяют внимание проблеме развития коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра (Хаустов А.В., Мамохина У.А., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Власова Л.И. и другие). Во многих трудах (Запорожец А.В., Лисина М.И., Рузская А.Г.) указывается огромная роль формирования коммуникативных умений в социализации и развитии личности ребенка. Поэтому успешная социальная адаптация детей с РАС во многом зависит от сформированности у них коммуникативных умений. 
Нарушение развития коммуникативных умений выражается в затруднении инициировать общение и поддерживать его, неспособности развивать отношения со сверстниками, обмениваться с ними эмоциями, участвовать в общей деятельности. Кроме того, у детей с расстройствами аутистического спектра отмечается неспособность использовать речь для общения. 
Коммуникативные умения полностью формируются к младшему школьному возрасту. Когда ребенок с РАС приходит в школу, его окружают новые люди – взрослые и дети. У учеников отмечаются трудности контакта со взрослыми, особенно, со сверстниками. На этом этапе важной задачей педагога является включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками. В связи с актуальностью данной проблемы в своей работе мы рассматриваем особенности развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста. Анализ литературы позволил нам выявить недостаточность методик развития коммуникативных умений детей с данным диагнозом. Таким образом, проблема диагностики, формирования и развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра остается актуальной на данный момент.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РАС 5

1.1. Понятие социально-коммуникативной сферы 5

1.2. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей с РАС 11

1.3. Современные методы и технологии развития коммуникативных навыков у детей с РАС 16

Выводы по первой главе 20

Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 22

2.1 Цели, задачи и методики констатирующего эксперимента 22

2.2 Результаты констатирующего эксперимента 24

Выводы по второй главе 32

Глава 3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 33

3.1. Цель и задачи формирующего проекта 33

3.2. Описание программы 35

3.3. Результаты контрольного эксперимента 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

Список литературы не найден

По критерию «инициативность» у учащихся отмечаются: отсутствие инициативы при непосредственном общении со сверстником и при взаимодействии с предметами. Они не пытаются привлечь его внимание, обратиться к ребенку, предложить ему поиграть. Но у многих отмечается проявление активности при непосредственном участии взрослого и его помощи: придерживать голову в направлении сверстника, предложить присоединиться к совместной игре и другое. Также отмечается уменьшение инициативности при взаимодействии с одним предметом на двоих. По полученным данным можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев детям с РАС сложно самостоятельно устанавливать контакт со сверстниками, они не стремятся к взаимодействию и общению с другими детьми, поскольку их коммуникативные навыки недостаточно сформированы.
По критерию «чувствительность» мы видим маленький процент детей, которые отвечали на инициативу сверстника при непосредственном общении. Иногда отмечалась реакция на воздействия сверстника, но общение носило кратковременный характер, потому что дети не стремились подстроиться под действия сверстника и быстро теряли интерес. В ходе наблюдения было выявлено уменьшение инициативности при взаимодействии с одним предметом на двоих и у четверых при совместной деятельности с предметами. Мы можем сделать вывод о том, что у детей с РАС недостаточно сформирован навык подражания действиям сверстника. Важно отметить, что ученикам было трудно и проявлять инициативу и отвечать на нее.