Восстановление разборчивости речи у больных с очаговыми заболеваниями (или поражениями) головного мозга

Скачать дипломную работу на тему: "Восстановление разборчивости речи у больных с очаговыми заболеваниями (или поражениями) головного мозга". В которой рассмотрены теоретические вопросы восстановления разборчивости речи при поражениях головного мозга. Определены особенности нарушения разборчивости у пациентов с очаговыми заболеваниями головного мозга.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.10.2025
Объем файла
721 Кб
Количество страниц
77
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Разборчивостью речи называют - относительное или процентное число правильно принятых элементов речи из общего числа переданных по тракту. Элементы речи – сложные звуки, слова, фразы, цифры. HYPERLINK "https://obuchalka.org/2013061271808/akustika-spravochnik-sapojkov-m-a-1989.html" \t "https://yandex.ru/search/_blank" [36 ]Понятие разборчивость зависит : качества речевого сигнала , четкости и внятности речи , громкости голоса , дикции , ритма , дыхания ( «Опора» звука, «атака» звука )  темпа , плавности речи, звукопроизношения, интонации и просодики. Нарушения речи могут быть самостояетельными , а также в комлексе.
Изучение речи тесно связана с многими  старыми,  древними науками:  языкознание   в  лице  таких  прославленных  учёных,  как  В. фон Гумбольд,  М. В.  Ломоносов,  Ф. И. Буслаев,  Ф. де Соссюр, А.А.Потебне,
   Л. В.  Щерба;  логика – наука о формах правильного мышления; поэтика теория  словесности,  теория  еденической  речи,   риторика.
В 70-80 годы , перио

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………….......................... 3

Глава I. Теоретические основы восстановления разборчивости речи  у больных с очаговыми заболеваниями головного мозга……………8

1.1. Поражения головного мозга:

1.2. Нарушения разборчивости речи у больных с поражениями головного мозга…………………………………… 14

1.3 Нарушения разборчивости речи у больных с афазией........21

1.3.1 у больных с апраксией....................................................................25

1.3.2 у больных с дизартрией ……………………................................26

Глава II. Констатирующий эксперимент .Практические аспекты восстановления разборчивости речи  у больных с очаговыми заболеваниями головного мозга.......................................................37

2.1. Организация и методы исследования………………………… 37

2.2. Обследование  разборчивости  речи у больных  с очаговыми заболеваниями  головного мозга ………………………........................... 44

2.3.Анализ данных исследования...................................................... 52

Глава III. Формирующий эксперимент. Организация восстановительного обучения  по  восстановлению разборчивости речи ............................................................ 61

3.1. Рекомендации по восстановления разборчивости речи  у больных с очаговыми заболеваниями головного мозга.......................................….. 61

3.2. Анализ  результатов коррекционной работы  .................................. 68

Заключение.................................................................................................. 70

Библиографический список...................................................................... 74

Приложения….............................................................................................. 80

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахутина, Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии / Т.В. Ахутина. – Москва : Теревинф, 2002. – 144 с.
2. Ахутина, Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. – Москва 2022. 
3.  Ахутина, Т. В. Модель порождения речи Леонтьева-Рябовой: 1967-2005 / Т.В. Ахутина // Вопросы психолингвистики. – 2007. – №6. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/model-porozhdeniya-rechi-leontieva-ryabovoy-1967-2005 (дата обращения: 10.11.2022).
4. Балашова И.Н., Ванчакова Н.П. Шкала оценки дизартрии как инструмент клинической работы логопеда.   Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 1 (131) – 2016 год https://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/8434
5. Баранова, Г.А. Высшие корковые функции : учебное пособие / Г.А. Баранова, А.И. Ермолаева, Н.С. Бофанова. – Пенза : Пензенский государственный университет, 2017. – 75 с.
6. Баулина М.Е. Нейропсихология Издательство ВЛАДОС, 2018 -391с.
7. Бейн Э.С. Афазия и пути ее  преодоления. Л., 1964.
8. Белова, A. H. Нейрореабилитация : руководство для врачей / А. Н. Белова. — M., 2010. .
9. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н       Логопедия. Дизартрия. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.— 287 с.
10. Бердникович, Е.С. Восстановление речевых нарушений как педагогичес-кая проблема / Е.С. Бердникович // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vosstanovlenie-rechevyh-narusheniy-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 15.07.2022).
11. Варако, Н. А. О некоторых вопросах российской нейрореабилитации /
 Н. А. Варако // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 4. 
12. ВассерманЛ.И. Методы нейропсихологической диагностики: практическое руководство / Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон. – [Электронный ресурс: https://studfiles.net/preview/1668391/]. - (Дата обращения:01.12.22]
13. Вендина Т.И. Введение в язык

Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика, психолингвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы), психолингвистическом [2].
Речевые нарушения затрагивают разные уровни организации речи, снижая или полностью поражая прежде всего коммуникативную функцию. Так как восстановление речи далеко не всегда происходит спонтанно, актуализируется необходимость проведения интенсивного коррекционного воздействия, направленного на восстановление столь важной интегративной функции [10].
Обратимся к сущности разборчивости речи, чтобы понимать, какими могут быть ее нарушения. 
Речевой сигнал представляет собой сложный частотно и амплитудно модулированный шумовой процесс, хара