Изучение социально-бытовых навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной группе
Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена важностью формирования социально – бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, так как решение данной задачи влияет на адаптацию ребёнка в обществе. Высокий уровень сформированности указанных навыков у детей с нарушениями в развитии впоследствии позволяет вести независимый социально и материально-достаточный для человека образ жизни.
Развитие социально – бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста играет решающую роль в защите их здоровья и способствует правильному поведению в повседневной жизни в общественных местах. При воспитании и обучении дошкольников с ограниченными возможностями необходимо следить за тем, чтобы соблюдение социально-бытовых навыков стало для них само собой разумеющимся и чтобы данные навыки постоянно совершенствовались с возрастом.
Социальная адаптация, дальнейшее обучение в школе представляют собой ос
Содержание
Введение.....................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ................................................................................................................7
1.1 Психолого-педагогические особенности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....................................................................................7
1.2Особенности формирования социально – бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья...........................................................21
Выводы по первой главе........................................................................................29
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ........31
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента...................31
2.2. Характеристика состава испытуемых...........................................................40
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента................................43
2.4. Методические рекомендации........................................................................53
Выводы по второй главе.......................................................................................58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей. Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Айрис-пресс (Дошкольное воспитание и развитие), 2005. – 144 с.
2. Бейкер Брюс Л., Брайтман Алан Дж.. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. М.: Теревинф, 2000. - 320 с.
3. Белькович В. Ю. Журнал педагогической диагностики развития ребенка. Младшая группа. М.: Русское слово. 2018. - С.10–11.
4. Буре Р.С. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2011. - 121 с.
5. Васильева М.А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание.- 2015. – № 4. - с.18.
6. Веденина М. Ю. Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом: Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., 2000. – 166с.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Педагогика, 2009. - 80 с.
8. Виноградова Н .А. Дошкольная педагогика / Н .А. Виноградова , Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М., 2012. – 240 с.
9. Волоков В.С. Детская психология: Логические схемы / В.С. Волоков, Н.В. Волкова. - М.: Владом, 2009. - 256 с.
10. Вроно Е. Дети дождя / Е. Вроно // Здоровье дошкольника. — 2012. — № 9. — С. 72-73.
11. Выготский Л.С. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 302 с.
12. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова – М.: ВЛАДОС, 2006. - 160 с.
13. Гладкая В.В. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2010. - № 5. - С. 32–41.
14. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях : пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платова, А.М. Щербакова; под ред. А.М. Щербаковой. М.: ВЛАДОС, 2014. - 304 с.
15. Дьяченко О .М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 2009. – 510 с.
16. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ / В.А. Зебзеева – М.: Сфера, 2011. - 250 с.
17 Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2004. – 431с.
18 Иванова М. М . Советы родителям по организации речевого диалога с ребенком в повседневной жизни / М. М. Иванова // Воспитание
Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
Социально-бытовые навыки - это умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности. В норме ребенок овладевает большинством социально-бытовых навыков естественным образом, наблюдая за поведением взрослых в повседневной жизни, сопровождая родителей на улице, в магазине, в гостях, помогая маме или отцу в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок.
Социально-бытовая ориентация и адаптация детей с

