Коррекционно-развивающая программа подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра

Скачать дипломную работу на тему: "Коррекционно-развивающая программа подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра". В которой выявлены основные методы и методики диагностики подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по дальнейшей реализации составленной программы.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.10.2025
Объем файла
138 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время в специально психологии и педагогике наблюдается значительный рост к проблеме помощи детям с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Это связано с увеличением числа детей с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра и недостаточностью оказания грамотной психолого-педагогической помощи. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [45], принятый в нашей стране, признал на государственном уровне право всех детей на образование. Дети с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра всё чаще стали попадать в образовательные учреждения. Всё это привело к активизации изучения детей с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра с целью поиска эффективных методов их социализации.
Готовность к обучению в школе подразумевает такой уровень психического, социального и физического развития в

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СОЧЕТАНИИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА…………7

1.1. Определение понятия «готовность к обучению в школе» в психолого-педагогической литературе……………………………….7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра ………………………….……………………15

1.3. Особенности подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра………………………………………………24

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СОЧЕТАНИИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ……31

2.1. Организационные аспекты работы………………………………. 31

2.2. Выбор методов и методик диагностики готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра…………..……………34

2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования ………………………………38

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СОЧЕТАНИИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.……….43

3.1. Коррекционно-развивающая программа подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра………………………43

3.2. Анализ результатов реализации программы…………………….. 48

3.3 Методические рекомендации по дальнейшей реализации составленной программы………………………………………………51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 55

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 57

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2011. № 2. С. 22-30.

2. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева [и др]. СПб., 2010. 415 с.

3. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде : программно-методический комплекс / Е. В. Бордовская [и др]. СПб., 2006. 207 с.

4. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект). М., 2008. 78 с.

5. Борякова Н. Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика : монография / РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова. М., 2016. 160 с.

6. Быстрова Т. Ю., Токарская Л. В. Скоро в школу! Пособие для учителей, обучающих детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе. Екатеринбург, 2018. 157 с.

7. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов н/Д., 2007. 160 с.

8. Волкмар Ф. Р., Вайзнер Л. А. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Книги 1, 2, 3. Пер. с англ. Екатеринбург, 2014. 224 с.

9. Гудкова Т. В., Дахин А. Н. Обучающие стратегии в системе инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Народное образование. 2018. № 6-7. С. 93-99.

10. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 2002. 68 с.

11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / С. Г. Шевченко [и др]. М., 2001. 224 с.

12. Диагностика для ПМПК это комплекс тестовых методик, который позволит изучить индивидуальные умения, способности мышления ребёнка 1 - 4 класс.  URL: https://multiurok.ru/files/diagnostika-dlia-pmpk.html (дата обращения: 27.09.2021)

13. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание). М., 2003. 272 с.

14. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124–ФЗ (с изменениями на 14 июля 2022 года). URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения 11.08.2022)

15. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М., 2000. 608 с.

16. Ковалец И. В. Азбука эмоций: практич. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М., 2003. 136 с.

17. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года (вступила в силу для СССР 15.09.1990). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения 15.08.2022)

18. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе. Челябинск, 2000. 32 с.

19. Коробейников И. А. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР // Дефектология / И. А. Коробейников, Н. В. Бабкина. 2017. № 2. С. 3-13.

20. Коробейников И. А. Специальный стандарт образования – на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2012. № 2. С. 11-18.

21. Коробейников И. А. Проблемы диагностики, коррекции и прогноза при организации сопровождения детей с легким психическим недоразвитием // Дефектология / И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум. М., 2009. № 5. С. 22-28.

22. Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у дошкольников с задержкой психического развития // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания / О. И. Суслова. М., 2014. С. 33-41.

Это демонстрирует их негибкость и стереотипность. Воспитанники с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра очень чувствительны к негативной оценке взрослого и прерыванию контакта. Потеряв контакт со своим эмоциональным донором, переводчиком и организатором смыслов происходящего вокруг, такой ребенок останавливается в развитии и может регрессировать до уровня, характерного для детей второй группы.
Впрочем, при всей зависимости от другого человека воспитанник с задержкой психического развития в сочетании с расстройствами аутистического спектра четвертой группы пытается вступить в диалог с обстоятельствами, хотя испытывает большие трудности в его организации. Их психическое развитие отстаёт более равномерно. Характерны неуклюжесть мелкой и крупной моторики, нарушение координации движений, трудности в овладении навыками самооб