Характеристика навыка выразительного чтения у умственно отсталых школьников

Скачать курсовую работу на тему: "Характеристика навыка выразительного чтения у умственно отсталых школьников". В которой подобран диагностический инструментарий и изучены особенности навыка выразительного чтения у умственно отсталых школьников. Проанализированы полученные результаты и разработаны рекомендации по формированию навыка выразительного чтения у умственно отсталых школьников.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
20.10.2025
Объем файла
184 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: По мнению Л.С. Выготского, речь – это важная составляющая психического развития ребенка, так как она оказывает влияние на развитие других психических процессов. Речь является основополагающим фактором психического и социального развития человека. Становление высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, первичная социализация происходят только в процессе общения ребенка с родителями, со сверстниками, со значимым взрослым. Характерным для детей с умственной отсталостью является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Гоголева Г.С. отмечает, что развитие умственно отсталого ребенка кардинально отличается от развития детей с отсутствием патологий. Неполное развитие речи у умственно отсталых детей представляет собой сложное нарушение, охватывающее все стороны речи.
Из выше сказанного следует, что у умственно отсталых детей из-за всестороннего нарушения речи страдает просодическая сторона р

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ исследований по проблеме формирования навыка выразительного  чтения у умственно отсталых школьников

1.1. Общая характеристика навыка выразительного чтения…………………6

1.2. Особенности навыка выразительного чтения у умственно отсталых школьников…………………………………………………………..……15

1.3. Приемы и средства формирования навыка выразительного чтения у умственно отсталых школьников………………………………………..23

Глава 2. Практическое применение методики оценивания выразительности чтения умственно отсталых школьников

2.1. Цель, задачи и методы диагностического исследования………………32

2.2. Анализ  сформированности навыка выразительного чтения у умственно отсталых школьников………………………………………………….....35

2.3. Рекомендации по формированию навыка выразительного чтения у умственно отсталых школьников………………………………………..47

Заключение……………………………………………………………………...54

Список литературы…………………………………………………………….57

Приложение……………………………………………………………………..64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксёнова А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта : учебник для вузов / Аксёнова А. К., Ильина С.Ю. – М. : Просвещение, 2011. – 382 с..

2. Андриевская Л.А. Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с различными формами заикания/ Андриевская Л.А., Ибрагимова О.К. — Текст: электронный // Международный научный журнал Инновационная наука. – Челябинск. – 2015.- №11. - 199-201 с. — CYBERLENINKA. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prosodicheskoy-storony-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-razlichnymi-formami-zaikaniya 

3. Антипенко О.Е. Метауроки чтения: методическое пособие. Часть первая. Диагностика / сост. Антипенко О.Е., Шкредова Н.Е.. – Витебск: ВГУ имени П.М.Машерова, 2016. – 53 с.

4. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями/ Монография.– М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с. — URL: https://centr-rostok.ru/bibl-m-02.html 

5. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. Вузов. - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с. — URL: https://pedlib.ru/Books/5/0079/5_0079-133.shtml 

6. Аскерова И. Г. Формирование навыка выразительного чтения младших школьников на уроках литературного чтения / Аскерова И. Г. // Образовательное пространство: проблемы, достижения, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Шадринск, 01 февраля 2019 года / Шадринский государственный педагогический университет ; ответственные редакторы Милованова Л.А., Разливинских И.Н.. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2019. – С. 7-13. — НЭБ ELibrary. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41177404 

7. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя / Буяльский Б. А.. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 245 с.

8. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

10. Гоголева Г.С. Особенности развития речи у детей дошкольного и школьного возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Гоголева Г.С. — Текст: электронный // Вестник КГУ. – Курган. – 2008.- 48-51 с. — CYBERLENINKA. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-rechi-u-detey-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta-s-umerennoy-i-tyazhyoloy-umstvennoy-otstalostyu-1 

11. Горбушина Л.А. Обуче

Хочется отметить, что все компоненты чтения взаимосвязаны между собой. Так, выразительное чтение не будет полноценным без правильности чтения, его осознанности и др.
Рассмотрим компоненты просодической стороны речи. Петрова В.Г. в своих исследованиях пишет, что такие составляющие как интонирование и логическое ударение у младших школьников плохо развиты. Речь детей можно разделить на два вида, в зависимости от преобладания процесса торможения или возбуждения: зачастую с обилием лишних пауз, растянутую и монотонную или слишком быструю [29]. Аксенова А.К. рассматривая в своих исследованиях выразительное чтение писала, что такие компоненты, как сила и тембр имеют непосредственную зависимость от эмоционального фона детей. У них неправильное распределение дыхания и трудности в распределении логических пауз. При диалоге в обычной ситуации голос детей слабый, прослеживается низкий тембр, но в процессе возбуждения голос пронзительно громкий, что связано с ослаблением такого процесса