Стратегия расширения глобальных цифровых платформ на зарубежные рынки (на примере компании ОЗОН в странах СНГ)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что глобальная цифровая трансформация представляет собой непрерывный процесс, охватывающий все отрасли экономики и оказывающий значительное воздействие на образ жизни людей. Глобальные цифровые платформы являются одним из наиболее значимых элементов, ускоряющих цифровую трансформацию в мире. Эти платформы играют ключевую роль в экономическом развитии и общественном прогрессе.В последние годы глобальные цифровые платформы стали одним из наиболее значимых явлений в мировой экономике. Значительное расширение сферы их влияния по всему миру, трансформировали множество различных отраслей: платформы ведут к росту продуктивности, обеспечивая быструю и непрерывную связь между людьми, компаниями и государствами, облегчая сотрудничество и кооперацию между участниками мирового рынка, стирая территориальные границы и преодолевая часовые пояса.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ
1. Понятие глобальной цифровой платформы и экосистемы
2. E-commerce: понятие и особенности.
3. Бизнес-модели: B2B, B2C, B2G и B2B2C
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ ОЗОН
1. Общая характеристика цифровой платформы ОЗОН
2. Стратегия развития ОЗОН
3. Анализ финансовых показателей
4. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие компании
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ (РАЗВИТИЯ) ОЗОН В СТРАНАХ СНГ
1. Анализ потребительской привлекательности ОЗОН в СНГ
2. Анализ конкурентов локальных цифровых платформ стран СНГ
3. Финансовая модель выхода ОЗОН на новые рынки
4. Перспективы расширения ОЗОН в СНГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК
Власов М. А. Пути повышения конкурентоспособности маркетплейса Ozon / М. А. Власов. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2022. № 27 (422). С. 223-225. URL: https://moluch.ru/archive/422/93767/ (дата обращения: 04.03.2023).
Власов М. А. Стратегия развития маркетплейса Ozon / М. А. Власов. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2022. № 29 (424). С. 85-87. URL: https://moluch.ru/archive/424/94066/ (дата обращения: 04.03.2023).
Гелисханов И. З., Юдина Т. Н., Бабкин А. В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2020. №6. с. 22-36.
Гелисханов И.З. Цифровые платформы: основные факторы развития и особенности ценообразования // Интеграция науки и практики как механизм развития цифровой экономики: Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. В. Шкиотова, В.А. Гордеева. 2019. с. 379-383.
Годовая финансовая отчетность Ozon (OZON) МСФО. URL: https://smart-lab.ru/q/OZON/f/y/MSFO/ (дата обращения 01.03.2023)Григорьев М.Н., Максимцев И.А., Уваров С.А. Цифровые платформы как ресурс повышения конкурентоспособности цепей поставок // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. №2 (110). с. 7-11.Евтянова Д.В. Критерии создания цифровых платформ управления экономикой // Экономические системы. 2021. №3(38). с. 54–58.
Екимова К.В., Лукьянов С.А., Смирнов Е.Н. (ред.). Цифровая экономика и искусственный интеллект – новые вызовы современной мировой экономики. М.: Изд. дом ГУУ. 2019.Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Цифровые платформы для исследований и разработок // Цифровая трансформация как необходимость и возможность. 2022. №6. с. 17-24.
Зацаринный А. А. Цифровая платформа для научных исследований // Математическое моделирование и информационные технологии в инженерных и бизнес-приложениях: Материалы Международной научной конференции.
Особым объектом исследования в современном менеджменте становится «платформизация» (англ. – platformization), означающая переход от отдельных продуктов/услуг к платформам, являющимся основой создания ценности и представляющим собой совокупность технологий, услуг, модульной архитектуры и взаимосвязей для сближения различных субъектов.В зарубежной литературе сложились разные подходы к исследованию глобальных цифровых платформ (далее – ГЦП). Так, например, изучались возможности платформ и экосистем для управления цифровой трансформацией [40].Полномасштабное исследование глобальных цифровых платформ в функциональном, типологическом и регионально-страновом разрезах проведено П. Эванс и А. Гавье, заслугой которых можно считать также анализ платформ-стартапов [38].Далее платформы оценивались во взаимосвязи с экономическим развитием и экономическим ростом [53], а также с точки зрения их влияния на международный бизнес [47].В некоторых трудах рассмотрены вопросы управления ГЦП в условиях их революционного и трансформирующего воздействия на рынки [53]. Целый срез работ касается исследования механизмов управления платформами совместного использования в одноранговой экономике [48;54;56].

