Коррекция страхов у детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Вследствие сложившейся социальной дестабилизации в мире на ребенка воздействуют большое количество неблагоприятных факторов, которые могут не только замедлить развитие потенциальных ресурсов личности, но и повернуть этот процесс в обратном направлении. В связи с этим данной проблеме уделяется особое внимание в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые замечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Стоит сказать о том, что страхи у детей явление обыденное, проявляющееся в соответствии с возрастной спецификой и имеющее преходящий характер. Если ребенок долгий период времени не может избавиться от своих страхов, с трудом переносит их, они мешают ему нормально расти и развиваться, то это отрицательно сказывается на его нервной системе и на здоровье в целом, что может проявиться в виде соматических заболеваний.
Вовремя нераспознанные страхи у детей, могут серьезно препятствовать учебному процессу, преимущественно это относится к учебным страхам; страхи могут нарушать детско-родительские отношения, а также не лучшим образом сказываться на его социальной активности и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
В младшем школьном возрасте происходит значительная физиологическая перестройка организма ребенка, и кардинально меняется его социальная ситуация развития. Американский философ и психолог Джордж Герберт Мид высказывает мысль о том, что ребенок как общественный субъект имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых он получает публичную оценку, а значит, происходит преобразование всей системы его многочисленных взаимоотношений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика страха и причины его возникновения
1.2. Особенности формирования и проявления страхов в младшем школьном возрасте
1.3. Способы коррекции детских страхов
Выводы по первой главе
Глава 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методики диагностики детских страхов
2.2. Комплекс мероприятий, направленных на коррекцию страхов
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Алецкая И. А. Специфика проявления страха как негативного эмоционального состояния у детей младшего школьного возраста / И. А. Алецкая // Инновационные образовательные технологии – 2016 – №. 1 – с. 19 – 24.
2) Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей. Изд.: Институт Психотерапии, 2009. – 272 с.
3) Бердникова Ю. Мир ребенка: развитие психики, страхи,
социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Юлия
Бердникова. - Санкт-Петербург: Наука и Техника, 2007 – 288с.
4) Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
5) Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В. В. Старовойтова —2-е изд. — М.: Академический Проект, 2004. — 232 с.
6) Бушуева А.А. Психолого-педагогическое исследование игровых компьютерных страхов младших школьников//Психология и социология. - 2012. - № 10. – с. 12-15.
7) Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.- 152с.
8) Волков, Б.С. Психология младшего школьника. Практикум / Б. С. Волков. - М.: Владос, 2010. - 272 с.
9) Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития: Хрестоматия. - С.-Пб.: Питер, 2011. - 632 с.
10) Гриднева С.В., Тащева А. И. Феноменология страхов: психологическая коррекция и профилактика / Гриднева С. В. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2018. - 160 с.
11) Гузанова Т.В. Изменения в распределении школьных страхов первоклассников в течение учебного года // Психологическая наука и образование, 2009, №5. – с. 5-13.
12) Дашкевич И.С., Жогло Л.Я. Страхи школьников и их преодоление / Дашкевич И.С., Жогло Л.Я. // Сборник научных трудов: Психологическое здоровье и развитие личности в контексте образовательного пространства: сборник научных трудов/ Под общей редакцией Т.А. Македон – Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ДВГСГА», 2011. – 126 с.
13) Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 313 с.
14) Зинкевич–Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. – 310 с.
15) Зубкова А. С., Зубанова С. Г. Книга для родителей. Детские страхи / А. С. Зубкова, СГ. Зубанова. - Ярославль.: Академия развития, 2007. – 128 с.
16) Изард К. Э. Психология эмоций / Перевод с англ. - СПб: Изд. «Питер», 2012 – 464 с.
17) Ильин Е. П. Эмоции и чувства.: [учеб. пособие] / Е. П. Ильин. - 2-е изд. - М.; СПб.: Питер, 2018. - 782 с.
18) Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения / О.Н. Истратова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2011 – 349 с.
19) Каптерев, П.Ф. О детском страхе / П.Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. – СПб., Февраль – 1991 – №2 – с. 65 – 84.
20) Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. – Волгоград: Учитель, 2009 – 239 с.
21) Ковалевская, А.А. Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции / А.А. Ковалевская // Приволжский научный вестник. – 2014. – №2 (30). – С. 176-179.
22) Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие - М.: Генезис, 2003.- 204с.
23) Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л Кряжева: Уч. Пособие. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. –192 с.
24) Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И. Е. Кулинцова. - СПб.: Речь, 2011 – 169 с.
25) Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция – Изд-во: М.: МГУ – 1990 – 197 с.
26) Леви В. Л. Приручение страха. - М.: Метафора, 2006.- 192с.
27) Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1990.- 272с.
28) Мамонтов С.Ю. Страх. Практика преодоления. – СПб.: Питер, 2002. – 128 с.
29) Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусствотерапия – М., «Школа-Пресс», 1996.
30) Некрасова З.В. Мой ребёнок не боится! Простые методики, которые помогут вашему ребёнку не бояться собак, темноты или школьной учительницы. – М.: Эксмо, 2008. – 288 с.
31) Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – Изд–во: Сфера, 2002 – 316 с.
32) Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян - И.: Питер. 2006 - 101 с.
33) Петрусинский, В.В., Розанова Е. Г. Психотехнические игры и упражнения. Техники игровой психокоррекции / В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова. - М.: Владос, 2013 – 124 с.
34) Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - С.-Пб.: Питер, 2009. - 192 с.
35) Риман, Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии: учеб. пос. для студ. вузов / Ф. Риман; пер. с нем. Э.Л. Гушанского. - 2_е изд., стер. - М.: Изд. центр "Академия", 2007 – 192 с.
36) Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 248 с.
37) Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом / А. Романов. - М.: изд-во «Плэйт», 2003 - 331 с.
38) Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления. / А. С. Саржанова, А. К. Егенисова // Современные наукоёмкие технологии, 2013. — № 7. С. 155–157.
39) Серова, Е.В. Генезис страхов и их влияние на детскую психику / Е.В. Серова // Труды СГА. Вып. 5 (май). – М.: Издательство СГУ, 2012. – С. 60-68.
40) Спиваковская А. С. «Психотерапия: игра, детство, семья» Том 2 - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000 – 464 с.
41) Сычевич, И.В. Самооценка детей младшего школьного возраста: метод. рекомендации / И. В. Сычевич. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. – 40 с.
42) Татаринцева А. Ю, Григорчук М. Ю. Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям. / А. Ю. Татаринцева — СПб.: Речь, 2007 – 218 с.
43) Ульянов А., Шадмон Г., Винокур И., Софер-Петман Л., Магнутова И., Лайтман М., Детские страхи. Секреты воспитания:
набор инструментов по преодолению страхов. – 2-е изд., – М.: НФ
«Институт перспективных исследований», 2011. – 120 с.
44) Фрейд З. Психоанализ детских страхов. – Санкт-Петербург: Азбука, 2013 – 288 с.
45) Фромм А. Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в любой ситуации – Изд-во АСТ, 2017 – 383 с.
46) Холл С. Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике / С. Холл; пер. с англ. Н. Д. Виноградова. - 2-е изд. - Изд-во: Либроком - 2020 - 450 с.
47) Хухлаева, О.В. Коррекция социальных страхов у младших школьников / О.В. Хухлаева // Актуальные проблемы психологического знания. – 2016. – № 2. – С. 124-129.
48) Чебучева, Е.В. Коррекция страхов и тревожности в младшем школьном возрасте / Е.В. Чебучева, Ю.А. Тарычева // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. – Т. 2 № 2. – С. 174-180.
49) Шишова Т. Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно / Т. Л. Шишова. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 104 с.
50) Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. –
М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 512 с.
51) Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю. Лукоянова. – М.: Знание, 2011. – 192 с.
Обобщая вышесказанное, заметим, что специфика младшего школьного возраста содержит большое количество факторов, которые необходимо учитывать при рассмотрении формирования страхов в данном возрасте, а также при проведении коррекционных мероприятий. Учитывая изменения окружения и самого анатомо-физиологического состояния ребенка, важно помнить, что психологическая коррекция также является занятием преимущественно новым для ребенка, который вовлечен в значительные изменения социального окружения, перестройку графика дня и нагрузок, задач и мероприятий. Поэтому работа с психологом должна быть также грамотно вписана в общий процесс изменений данного возраста, включая аспекты утомления, большого количества знакомств с новыми людьми, а также построение взаимодействия и образа собственных способностей перед коллективом класса, в случае проведения групповых форм работы. Учитывается и материал занятий, который в данном возрасте также может быть весьма сложным, однако для получения продуктивной работы он должен быть доступен для изменения ребенком, поэтому далее мы рассмотрим методы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.