Исследование специфических особенностей гибкости мышления умственно отсталых младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В сфере специальной педагогики и психологии проблема обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития по-прежнему не теряет своей актуальности. Дети, относящиеся к этой категории, характеризуются очень выраженной вариативностью проявлений индивидуально-психологических особенностей в самых разных сферах деятельности. Учитывая особенности индивидуального развития и специфику дизонтогенетического развития, обучение и воспитание детей с различными видами и формами отклонений в интеллектуальном развитии требует специального подхода.В психологической литературе гибкость мышления рассматривается как важнейшее свойство продуктивного, творческого мышления. Гибкость мышления проявляется в перестройке имеющихся способов решения задачи, в целесообразном варьировании способов, в изменении способа, перестающего быть эффективным, на оптимальный способ [9].
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5
1.1 Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход развития форм гибкости мышления 5
1.2 Гибкость, самостоятельность, критичность как качества умственной деятельности 9
1.3 Недостатки гибкости мышления у школьников с умственной отсталостью 11
Выводы по главе 14
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 15
2.1 Цель, задачи, методики исследования гибкости мышления младших школьников с умственной отсталостью 15
2.2 Особенности гибкости мышления умственно отсталых младших школьников 19
2.3 Методические рекомендации по развитию гибкости мышления у школьников с умственной отсталостью 22
Выводы по главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ахметзянова А.И. Практикум по психологии умственно отсталого школьника / Анна Ивановна Ахметзянова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2020. - 534 c.
Бондарчук, О. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. Бондарчук. - М.: Просвещение, 2017. - 974 c.
Быстрова, Юлия Особенности конфликтного поведения умственно отсталых подростков / Юлия Быстрова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2020. - 276 c.
Вакуленко, Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие / Л.С. Вакуленко. - М.: Форум, Инфра-М, 2016. - 272 c.
Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ / Л.С. Вакуленко. - М.: Инфра-М, Форум, 2018. - 343 c.
Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / Л.С. Вакуленко. - М.: Инфра-М, Форум, 2017. - 413 c.
Выготский, Лев К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка / Лев Выготский. - Москва: Наука, 2017. - 184 c.
Выготский, Лев Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми / Лев Выготский. - Москва: РГГУ, 2018. - 787 c.
Выготский, Лев Проблема умственной отсталости / Лев Выготский. - Москва: Высшая школа, 2020. - 475 c.
Евтушенко, Елена Нравственное воспитание умственно отсталых детей с помощью театра / Елена Евтушенко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 144 c.
Забрамная, С.Д. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: моногр. / С.Д. Забрамная. - М.: Секачев В., 2020. - 681 c.
Зверева, Н.В. Клиническая психология детей и подростков. Учебник / Н.В. Зверева. - М.: Академия (Academia), 2019. - 875 c.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [8].С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значения те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражителями, ТО образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации), и составляют физиологическую основу процесса мышления. При этом мышление обеспечивается системами, функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики.

