Интеллектуальная игра как средство развития познавательных УУД младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. Младший школьный возраст является базовым периодом в процессе формирования у ребенка социально значимых представлений, мотивов и навыков. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление в будущем во многом определяются тем, какое эмоциональное отношение к различным видам деятельности было сформировано у него в младшем школьном возрасте. Следует отметить, что необходимость реализации требований в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в области создания новой личностно ориентированной модели развивающего обучения младших школьников ставит перед образовательными учреждениями всех видов задачу организовать развитие у детей универсальных учебных действий, которые позволяют сформировать у них способность к самоорганизации своей деятельности по получению знаний и приобретению умений и навыков [1].
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 глава. Теоретические основы развития познавательных ууд младших школьников посредством интеллектуальных игр
1.1. Познавательные универсальные учебные действия как планируемый результат начального общего образования
1.2. Особенности формирования познавательных УУД у младших школьников
1.3. Интеллектуальные игры как средства развития познавательных УУД младших школьников
Вывод по 1 главе
2 глава. Экспериментальное исследование интеллектуальных игр как средства развития познавательных ууд младших школьников
2.1. Диагностика уровней сформированности познавательных УУД
2.2. Организация работы по развитию познавательных УУД младших школьников через применение интеллектуальных игр
2.3. Анализ реализованных мероприятий по развитию познавательных УУД младших школьников
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/ Дата обращения 5.09.2018.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителей / А.Г. Асмолов – Москва: Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Бессчетнова, Л. А. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе [Текст]: научный журнал «Поволжский педагогический поиск» / Л. А. Бессчетнова. – 2015. – № 2. – С. 36-39.
4. Бондарева, И. И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников [Текст]: теоретический журнал «Нижегородское образование» / И. И. Бондарева. – 2010. – № 1. – С. 114-118.
5. Еделева, Е.Г. Изучение универсальных учебных действий младшихшкольников [Текст]: методические рекомендации для педагогов-психологов, учителей начальных классов, заместителей директоров общеобразовательных школ по начальному образованию/авт.-сост. Е.Г. Еделева, В.Ю.Еремина, Н.А. Еременко, О.В. Шилова. – Н.Новгород: Нижегородскийинститут развития образования, 2013. – 116-120 с.
6. Емельянова Т.В. Игровые технологии в образовании [Текст]: Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник, 2015
7. Еник, О. А. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста [Текст]: научный журнал «В мире научных открытий» / О. А. Еник, С. А. Фомина. – 2014. – № 3. – С. 676-688.
8. Жданова, К. С. Формирование познавательных УУД в начальной школе [Текст]: материалы XVIII Международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» / К. С. Жданова. – 2016. – С. 42.
9. Котлярова Т.С. Научная статья «Технология педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников в условиях внедрения ФГОС
10. Кузьменкова О.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015. – 288 с.
11. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. – Москва: Просвещение, 2014. – 256 с.
12. Машкова, Г. А. Формирование УУД как основа современного образовательного процесса [Текст]: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения» / Г. А. Машкова. –2015. – С. 366-370.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 1999. – 456 с.
14. Осмоловская, Н. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст]: научно-методический журнал «Начальная школа» / Н. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова. – 2012. – № 10. – С. 6-8.]
15. Смирнова, В. А. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников [Текст]: научный журнал «Ярославский педагогический вестник» / В. А. Смирнова. – 2015. – № 2. – С. 21-28.
16. Хнычкина, Е. Е. Познавательные универсальные учебные действия и их оценка – стратегия развития учителя [Текст]: теоретический журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» / Е. Е. Хнычкина. – 2014. – № 4. – С. 18-20.
17. Чуланова, Н. А. Нормативный контекст определения «познавательные универсальные учебные действия» [Текст]: научный журнал «Современные проблемы науки и образования» / Н. А. Чуланова. – 2014. – № 6. – С. 860-862.
18. Щеулова, Е. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема [Текст]: научный журнал «Молодой ученый» / Е. А. Щеулова, Т. И. Митичева. – 2017. – №1. – С. 425-428.
19. Широкий, В. А. Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и структуре [Текст]: научный журнал «Общество: социология, психология, педагогика» / В. А. Широкий. – 2016. – № 2. – С. 172-174
20. https://www.virtualacademy.ru/news/intellektualnye-igry-dlja-mladshih-shkolnikov/
Таким образом, формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий является одной из приоритетных целей образования. Одни авторы под познавательными УУД понимают умственные действия, направленные на планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных учащимися на основе различных учебных предметов. Другие определят познавательные УУД как систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Третьи обозначают познавательные УУД как общеучебные действия, которые включают в себя самостоятельную постановку познавательной цели, поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств, смысловое чтение, моделирование. Другими словами, познавательные УУД представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности.