Формирование творческих способностей школьников средних классов на уроках физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема развития творческих способностей детей в настоящее время является одной из крупных социальных проблем, в решении которой заинтересованы воспитатели, учителя, родители. Именно сейчас нам нужны люди, способные мыслить творчески, способные принимать решения, выходящие за рамки традиционных и стандартных. Творческие возможности и способности заложены, как утверждают многие ученые, в любом ребенке [12, 28, 32, 34 и др.].
В ходе анализа научной литературы, мы пришли к выводу, что творческие способности — это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой — либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника [6]. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления.При формировании творческой активности школьник становится активным субъектом самообразования и самовоспитания.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1 Содержание и структура проявления творческих способностей в двигательной активности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Особенности формирования творческих способностей школьников на уроках физической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.3 Средства и методы развития творческих способностей учащихся средствами физического воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . 26
2.1 Методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2 Организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.1 Методика развития творческих способностей школьников средних классов на уроках физической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2 Результаты исследования и их обсуждение. . . . . . . . . . . . . . . . 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С. Абрамова. - 6-е изд. - М.: Академ. проект, 2006. - 702 с.
Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 238 с.
Ашмарина Б.А. «Теория и методика физического воспитания» - Москва: Просвещение, 2007-511с
Бабина, Н.Ф. Методическое обеспечение уроков технологии для развития творческих способностей учащихся (на материале обслуживающего труда): автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук: / Н.Ф. Бабина. - Воронеж, 2001. – 29 с.
Булатова, О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.С. Булатова. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
Бухтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / И.Н. Бухтиярова // Школьные технологии. 2001. №2. - С.108-115.
Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский - М.: Просвещение. 1999. -267 с.
Гаврилова, Е.В. Метод проектов как форма преподавания теоретической части предмета "Физическая культура" / Е.В. Гаврилова, Г.А. HYPERLINK "http://festival.1september.ru/authors/232-291-505" Романова // Теория и практика ФК. – 2009. - № 13. – С. 23-31.
Гафурова, П.О. Проектный метод в изучении Power Point / П.О. Гафурова, Е.Ю. Чурилова // ИНФО. - 2002. - № 9. - С. 27-30.
Гужаловский А.А. «Основы теории и методики физической культуры» - Москва: Просвещение, 2008-379с
Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явления подражания / Н. М. Гнатко / Рос. Акад наук. Ин-т психологии. - М, 1994. - 43 с.
Годик М.А. «Спортивная метрология» - Москва: ЮНИТИ, 2007-481с
Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления творчества носит достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности. Творчество давно является предметом пристального внимания ученых и всегда интересовало мыслителей всех эпох. Так, уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия [29, 38].В XVIII в. Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Н.А. Бердяев (начало XX в.) считал носителем творчества личность, понятую как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира. Марксистское понимание творчества исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью [18].