Приёмы развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования качеств школьников, способствующих их личностному росту, что позволит им в дальнейшем реализовать себя в профессиональной деятельности, став достойными гражданами своей страны. К таким качествам относятся доброжелательность, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся является потребностью системы образования для воспитания грамотной, обладающей лучшими нравственными качествами молодежи. Поэтому нахождение и использование методов, приемов, форм, средств, различных технологий, направленных на то, чтобы данный процесс протекал эффективно, является первостепенной задачей педагога.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы приёмов коммуникативной компетенции ……………………………………………………………………..6
1.1. Понятие, характеристика приёмов коммуникативной компетенции……..6
1.2. Коммуникативная компетенция обучающихся 7 класса…..………...…...15
1.3. Методические подходы коммуникативной компетенции………………..19
Выводы по первой главе………….……………………………………………..26
ГЛАВА 2. Практическое исследование приёмов развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 7 классе…………………………………………………………………………….27
2.1. Показатели и уровни сформированности коммуникативной компетенции обучающихся 7 класса…………………………………………………………..27
2.2. Опытно–практическая работа по формированию коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка в 7 классе.…………...34
2.3. Проверка эффективности педагогической деятельности по формированию коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка…………………………………………………………………...40
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...……………………………………………………........47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………........................................49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуразякова Е.П. Иноязычная коммуникативная компетенция как одна из составляющих личностной и профессиональной характеристик современного специалиста // Вектор науки ТГУ. 2010. № 3 (13). С. 350–352.
Абрамова М. В. Русский язык как иностранный. Педагогика. Практикум: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2022. 181 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2012. 677 с.
Арефьева, О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста // Начальное образование. 2010. № 3. С. 52–55
Батырева С.Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников// Начальная школа. 2015. № 11. С. 32 – 35.
Батырева С.Г. «Дидактические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников», Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: Академия, 2017. 195с.
Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования – 2–е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 272 с.
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5–9 классы. Учебник. М.: Дрофа, 2017. 320 с.Булыгина Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков //Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №3. С.23–27.
Введенская Л.А., Павлова, Е.Ю., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д: изд–во «Феникс», 2003. 544с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 2021. 221 с.
Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 2019. 143 с.
Гвоздарёв Ю.А. Основы коммуникативной стилистики: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2008. 256с.
Глизерина Г.Д. Реализация преемственно–перспективных связей в формировании коммуникативной компетенции школьников при изучении грамматики. М–во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Марийский гос. ун–т»,
Современный мир весьма стремительно меняется, меняются требования к человеку. И для того, чтобы успеть за данными переменами, человеку немаловажно быть гибким, ориентироваться в пространстве, легко вступать во взаимодействие с окружающими, формировать команды и с легкостью в них вступать, то есть быть компетентным, в первую очередь в плане общения.Нам сейчас очень трудно представить, мир без общения, так как оно играет важнейшую роль в жизни и самой деятельности человека. Общение выступает неоспоримым условием для формирования личности человека, его психических процессов.Если говорить об общении, то прежде всего надо обратить внимание на грамотность в общении. Именно грамотность устанавливает степень компетентности человека.Общение характеризуется пересечением деятельности человека с деятельностью другого человека. Поэтому можно заметить, что компетентность содействует производительности человека. Общение выступает значимым фактором психологической профилактики. Если человек не научится общаться, то это будет иметь печальные последствия. Вследствие можно говорить о том, что компетентность в общении подразумевает рождение адекватной ориентации человека прежде всего на себя [42].