Возможности использования ресурсов сети Интернет и мультимедийных продуктов для развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира
Введение
В настоящее время российская школа переживает глобальные преобразования. В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) одной из главных стала цель формировать и развивать способность ученика, самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, то есть, научить учиться.
Начальная ступень образования является важным периодом общего образования. Именно на данном этапе младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.
Современному обществу крайне необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Проблема развития познавательного интереса младших школьников – одна из самых актуальных в современной педагогике, поскольк
Содержание
Введение …………………………………………………………………….. 5
1 Научно-теоретические основы проблемы использования ресурсов сети Интернет и мультимедийных продуктов для развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира…………8
1.1 Характеристика познавательного интереса младшего школьника….. 8
1.2 Особенности использования ресурсов сети Интернет и мультимедийных продуктов в образовательном процессе ………………13
1.3 Развитие познавательного интереса у младших школьников через применение ресурсов сети Интернет и мультимедийных продуктов на уроках окружающего мира………………………………………………19
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию ресурсов сети Интернет и мультимедийных продуктов для развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира…………26
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира……………………………….26
2.2 Разработка и внедрение комплекса мероприятий с применением ресурсов сети Интернет и мультимедийных продуктов для развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира…………………………………………………………………………37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….. 53
Список использованных источников ……………………………………. 55
Приложение А (обязательное) Методика «Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы» (Н. Г. Лусканова) ………………………….. 57
Приложение Б (обязательное) Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская) ………………………………… 60
Приложение В (обязательное) Методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» (А. А. Горчинская) ………… 61
Приложение Г (обязательное) Методика с конвертами» (Г. И. Щукина) ... 62
Приложение Д (обязательное) Модифицированная методика Л. В. Моисеевой …………………………………………………………….. 64
Приложение Е (рекомендуемое) Комплекс уроков по окружающему миру с применением ресурсов сети Интернет и мультимедийных продуктов …………………………………………………………………….65
Список использованных источников
1 Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской и др. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2018. – 350 с.
2 Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А. Г. Асмолова, А. Л. Семёнов, А. Ю. Уваров. – Москва : Издательство «НексПринт», 2016. – 84 с.
3 Безручко, В. Т. Информатика курс лекций : учебное пособие. – В. Т. Безручко. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 109 с. – ISBN 978-5-8199-0763-4
4 Бент, Б. Мультимедиа в образовании : специальный учебный курс. Информационные технологии в образовании./ Б. Бент. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Дрофа, 2017. – 224 с. – ISBN 978-5-358-00594-5
5 Бурлакова, А. А. Компьютер на уроках в начальных классах / А. А. Бурлакова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №7
6 Выготский, Л. C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 1999. – 143 с.
7 Губина, Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения / Т. Н. Губина // Молодой ученый. – 2012. – № 3 (38). – С. 345-347
8 Духлянов, В. Л. Информатика в младших классах : книга для учителя / В. Л. Духлянов, И. В. Мылова. – Санкт-Петербург : ЛОМУУ, 2017. – 272 с.
9 Егорова, Ю. Н. Мультимедиа в образовании технология будущего / Ю. Н. Егорова // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности : Материа-лы Третьей Всерос. научно-практ. конф. – Йошкар-Ола, 1995. – С. 101-103
10 Зайцева, С. А. Информационные технологии в образовании : учебное пособие / С. А. Зайцева, В. В. Иванов. – Москва : ГПНТБ России. 2019. – 182 с.
11 Королева, Д. О. Перспективы использования мобильных и сетевых технологий в обучении школьников / Д. О. Королева // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психол
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира
Опытно-экспериментальная работа по использованию ресурсов сети Интернет и мультимедийных продуктов для развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира была апробирована на базе МОАУ «СОШ 1 п. Энергетик» Новоорского района Оренбургской области. В исследовании принимали участие 17 учеников 4 «А» класса.
Опытно-экспериментальная работа была направлена на выявление эффективности организации педагогического процесса по развитию познавательного интереса у младших школьников в результате использования ресурсов сети Интернет и мультимедийных продуктов.
Достижение поставленной цели, подтверждение или опровержение гипотезы опытно-экспериментальной раб