Разработка серии игр и игровых приемов как средство формирования фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с ОНР
Введение
Данная работа посвящена проблеме формирования фонематического восприятия у детей с ОНР дошкольного возраста посредством системы дидактических игр и игровых приемов.
Данная тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от уровня сформированности фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты.
По мнению В.И. Бельтюкова[2], несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения. Для детей характерно использование диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно сформированном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
По данным А.Н. Гвоздева [6], дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые они могут произносить правильно. Причина неточной речи кроется не в том, что ребёнок не может говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 5
1.1 Понятие фонематический слух и развитие его в онтогенезе 5
1.2 Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.3 Научно-теоретические основы формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 10
1.4 Дидактическая игра как средство формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста 11
Глава 2. Методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр на коррекционных занятиях 14
2.1 Методическое обоснование серии дидактических игр по формированию фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14
2.2 Серия дидактических игр по формированию фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Список использованной литературы
1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. – 176с.
2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. – 91с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991г
4. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
6. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64 с.
7. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
8. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. - 367с.
9. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44
10. Тихеева Е.И. развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981г
11. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специа
Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения, поскольку им трудно общаться самостоятельно.
Звуки, которые дети правильно произносят изолированно, могут не произносить четко в самостоятельной речи. Имеется ряд отличительных особенностей:
1. Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы. Например, звук с мягкий, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет следующие звуки: с твердое - (сяпоги вместо сапоги), ц (сяпля вместо цапля), ш (сюба вместо шуба), ч (сяйник вместо чайник), щ (сетка вместо щетка).
2. Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаще это относится к замене соноров (дюка вместо рука, палоход вместо паро