Влияние дидактических игр на развитие мышления детей подготовительной к школе группы
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство является первым периодом психического развития ребенка и поэтому наиболее ответственным. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и деятельности. В этом возрасте педагог находится в самом тесном отношении к ребенку, принимает самое активное участие в его развитии.
Дошкольники чрезвычайно чувствительны к различного рода воздействиям. Дети впитывают впечатления, поступки, знания, но последствия этого далеко не сразу очевидны. Особенности психологического развития во многом определяются как стихийным, так и специально организованным формированием и развитием. Правильно организованное обучение и воспитание способствуют нормальному психологическому развитию, служат его источником; в процессе воспитания у ребенка с помощью посредника (взрослого) развиваются определенные психологические качества и черты личности.
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по своем
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1 Мышление как психический процесс 10
1.2 Особенности мышления детей дошкольного возраста 18
1.3 Дидактические игры как средство развития мышления старших дошкольников 31
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование влияния дидактических игр на развитие мышления старших дошкольников 38
2.1 Диагностика исходного уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста 38
2.2 Педагогическая работа по развитию мышления старших дошкольников посредством дидактических игр 47
2.3 Оценка эффективности реализованной работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
4. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
5. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
6. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 153 с.
7. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 270 с.
8. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
9. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. — М.: Форум, 2012. — 256 c.
10. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
11. Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с
12. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
13. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 425 с.
14. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления
С моей точки зрения эффективным средством развития логического мышления является дидактическая игра, которая предполагает взаимодействие с ребенком как с активным субъектом познавательной деятельности и в то же время являются и игрой и деятельностью ребенка дошкольника.
Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний. Тем более, что традиция широкого использования дидактических игр в целях развития мышления у детей старшего дошкольного возраста, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Е. И. Тихеева, А. И. Сорокина.
Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная мыслительная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование влияния дидактических игр на развити