Методика изучения в образовательном учреждении истории развития республик Прибалтики в составе союза советских социалистических республик

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Методика изучения в образовательном учреждении истории развития республик Прибалтики в составе союза советских социалистических республик". В которой выявлены особенности в методике изучения истории советской Прибалтики в учреждениях стран Латвии, Литвы и Эстонии. Прослежено развитие истории советской Прибалтики в российской учебной литературе.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
16.10.2025
Объем файла
162 Кб
Количество страниц
94
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3920 руб.
4900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что новые вызовы современности и активизация России в международных отношениях привели к тому, что в последнее время все больше внимания уделяется её образу на международной арене. В нынешней геополитической ситуации военных столкновений, религиозных конфликтов, межэтнической напряжённости и т.д. возрастает проблема формирования положительного образа страны, который оказывает значительное влияние на её статус в мировой политико-правовой системе взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий стран и регионов. На наш взгляд один из наиболее негативных образов России содержится в дискурсе стран Балтии. Проблема взаимного восприятия уже долгое время является важным аспектом сосуществования государств и народов. В силу различных особенностей исторического и культурного развития у разных народов складываются уникальные картины мира, частью которых являются и представления о других культурах и этносах. Они оказывают важное влияние, как

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 3
1.Развитие методики обучения истории советской Прибалтики в СССР ................................................................................................................ 8
1.1 История Прибалтики в 1940–1991 гг. в советской учебной литературе ........................................................................................................ 8
1.2 Учебно-методические основы преподавания истории советской Прибалтики в советских образовательных учреждениях ......... 14
2. Особенности преподавания истории советской Прибалтики в странах Балтии в конце XX – начале XXI в ................................................. 19
2.1 Развитие советских прибалтийских республик в вузовских и школьных учебниках в странах Балтии ........................................................ 19
2.2 Методические аспекты изучения истории советской Прибалтики в образовательных учреждениях стран Балтии в конце XX – начале XXI вв ........... 34
3. Становление и развитие методики обучения истории советской Прибалтики в России в конце XX – начале XXI в ....................................... 40
3.1 История советской Прибалтики в российской учебной литературе ........................................................................................................ 40
3.2 Организация эффективных методов работы студентов и школьников по изучению истории советской Прибалтики в российских образовательных учреждениях ......... 78
Заключение ............................................................................................ 84
Список использованных источников и литературы .......................... 88

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1.1 «Об образовании Народного комиссариата по просвещению и назначении народным комиссаром А.В. Луначарского»: Народное образование в СССР: Сборник документов. 1917 – 1973, 1974. – 562 с.
1.2 «Материалы для образовательной школы»: Народное образование в СССР: Сборник документов. 1917 – 1973, 1985. –237 с.
1.3 Об историческом опыте и его уроках: сборник. – Москва, 1989. – 288 с.
1.4 Алексеева, Г. Д. Из истории разработки теоретических проблем в советской исторической науке (20 -е начало 30 -х гг.) / Г. Д. Алексеева // История и историки. Историографический ежегодник. – Москва, 1973. – № 8. – С. 22 – 28.
1.5 Адорно Т. Что значит проработка прошлого. // Журнальный зал. 2005. 2 – 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ ado4.html (дата обращения 10.01.2023).
1.6 Астафьева, Е. Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети XX века / Е. Н. Астафьева // Историко - педагогический журнал. – Нижний Тагил, 2016. – № 1. – С. 116 – 131.
1.7 Багдасарян, В. Э. Н. К. Крупская в фокусе борьбы в советской педагогике 1920-х – 1930 -х годов: уроки истории для формирования стратегии политики в сфере образования / В. Э. Багдасарян // Вестник Московского государственного областного университета. – М., 2019. – № 1. – С. 8 – 20.
1.8 Богоявленский, Б. Д. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии / Б. Д. Богоявленский // Преподавание истории в школе. – Москва, 1995. – № 5. – С. 12 – 23.
1.9 Богуславский, М. В. П. Ф. Каптерев – классик отечественной педагогики / М. В. Богуславский // Отечественная и зарубежная педагогика. – Москва, 2014. – № 5. – С. 7 – 13.
1.10 Боришполец К.П. Методы политических исследований. // «studmed». 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studmed.ru/borishpoleckp metody – politicheskih – issledovaniy_3a8715ff0cb.html (дата обращения 15.01.2023).
1.11 Булыгина, Т. А. Модели исторической

Латвийские учебники о советском строе повествуют исключительно в негативном ключе, утверждая, что компартия «никогда не выполняла того, что провозглашалось целями коммунизма», в том числе и в вопросе «честных отношений между большими и малыми народами». Подчёркивается «гигантомания» И. Сталина и партийногосударственного аппарата СССР, любыми средствами строивших могущественную державу в ущерб достижению провозглашённых коммунистических целей. Жители СССР были превращены в «послушных исполнителей воли вождя». «Используя честный труд рабочих, грабя крестьян, жестоко эксплуатируя заключённых трудовых лагерей, государство создало сильную промышленность. Это позволило сформировать крупные вооружённые силы».
Восстановление и развитие промышленности в Латвийской ССР оценивается как «необоснованный рост промышленности» за счёт «миграции» населения из других районов СССР и ущемления сельского хозяйства, подвергшегося коллективизации. П