Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений свистящих звуков
Введение
Актуальность темы. Одной из важнейших психических функций человека является речевая функция. В процессе речевого развития формируется не только познавательная деятельность, но и способность понятийного мышления. При помощи речи человек имеет способность к общению, что позволяет вступать ему в социальный контакт, что в свою очередь способствует правильному формированию и уточнению представлений об окружающей действительности и в то же время происходит совершенствование форм ее отражения.
Ребенку с нарушением речи, приходиться преодолевать трудности, которые напрямую связаны с формированием его личности.
Нарушения речи отрицательно влияют на полноценность всестороннего развития ребенка, а также на всё психическое развитие ребенка, отражающееся на его поведении, деятельности, внимании, особенностях эмоционально-волевой сферы, на развитие отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, чувства неполноценности, способствует развитию агрессивности, так как
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы применения дидактических игр в работе по коррекции нарушений свистящих звуков у дошкольников………………………6
1.1. Психологические основы развития звукопроизношения у дошкольников…6
1.2. Особенности нарушений звукопроизношения свистящих звуков у дошкольников………………………………………………………………………10
1.3. Логопедическая работа по коррекции нарушений свистящих звуков с использованием дидактических игр………………………...…………………….14
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции нарушений свистящих звуков с использованием дидактических игр………………………………….…………20
2.1.Исследование актуального уровня грамматического произношения свистящих звуков у дошкольников……………………………………………….20
2.2. Корреция нарушений свистящих звуков с использованием дидактических игр………………………………………………………………………………...…24
2.3. Анализ результатов исследования…………...……………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы и источников…………...………………...35
Приложения………………………………………………………………………...38
Список использованных источников и литературы
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т. В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 48 с.
2. Большакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / С. Е. Большакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 155 с.
3. Волкова, Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи / Л. С. Волкова // Логопедия. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 647 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека /Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Речь, 2012. – 240 с.
6. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: метод. пособие / Г. Г. Голубева. – СПб.: Речь, 2014. – 200 с.
7. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии / А. М. Горчакова. – Самара: СГПУ, 2009. – С. 70-83.
8. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. – М.: Владос, 2014. – 226 с.
9. Ефименкова, Л. Н.Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) / Л.Н. Ефименкова. — М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
10. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова. – М: Владос, 2019. -279 с.
11. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2015. – 114 с.
12. Калягин, В.А. Логопсихология / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. — 320 с.
13. Криницына, Г. М. Коррекция речевых нарушений: учебное пособие для вузов / Г. М. Криницына. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 147 с. – URL: https://urait.ru/bcode/456899.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / Р. Е. Левина. – М.: АльянС, 2013. – 367 с.
15. Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие/ Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.— Москва: ПАРАДИГМА, 2012. — 216 с. — ЭБС «IPRbooks» URL:http://www.iprbookshop.ru/13024.html.
16. Мазанова, Е. В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в старшей группе ДОУ/ Е. В. Мазанова. – М.: Издательство
Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал, скороговорки, потешки, прибаутки. У детей дошкольного возраста недостатки произношения ?преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, у младших школьников – быстрее, чем у старших. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели. С помощью дидактических игр развивается личность ребенка, они компенсируют ему все ограничения и запреты, становясь полигоном в подготовке к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим полноценное речевое развитие.
Выводы по первой главе.
От недиффернцированных звуков, которыми ребенок передает в своей речи множество фонем в возрасте одного года, он овладевает всеми звуками родного языка к пяти годам.
Нарушения звукопроизношения у детей