Особенности развития компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. Самосознание – ядро личности, оно возникает лишь вследствие развития человека, когда появляется необходимость в самооценке, самоконтроле, самовоспитании и развитии своих социальных качеств и функций. Самосознание является продуктом общественного развития, т. е. психологическое познание — основа самопознания и саморегуляции. Самосознание является важным регулятором поведения, и искажение одного из его компонентов может привести к отклонениям в поведении.
От формирования компонентов самосознания зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Наконец, конкретные действия предпринимаются человеком в свете осознания его собственной социальной роли и личного положения.
При гармоничном развитии самосознания личности происходит адекватная обработка поступающей информации и соответствующие поведенческие реакции. Нарушение структуры самосознания в целом или одного из его компо
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Общая характеристика самосознания в научной литературе 6
1.2. Особенности самосознания в дошкольном возрасте 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Результаты исследования 23
Выводы по главе 2 32
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 39
Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Коррекция нарушения образа себя в дошкольном возрасте: Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2003. №3. С. 47-49.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб.: Питер, 2001. 260 с.
3. Бекоева Д.Д. Самосознание. М.: Альфа, 2001. 192 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2015. 398 с.
5. Васина Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 146-149.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. 200 с.
7. Джемс У. Психология. СПб.: Академический Проект, 2011. 431 с.
8. Иванова Л.Ф. Влияние социального статуса семьи на самосознание детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Качество дошкольного образования: формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольника. 2016. С. 294-298.
9. Ищенко Т.В. Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2016. № 19 (123). С. 350-352.
10. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Просвещение, 1978. 367 с.
11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Книга по требованию, 2012. 320 с.
12. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова. М.: Институт психологии РАН, 2007. 213 с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. - М.: Академия, 2012. 640 с.
14. Овчарова Р.В. Справочник социального педагога. М.: Сфера, 2007. 320 с.
15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Е.З. Басина, Л.В. Берцфаи, Е.А. Бугрименко и др. / Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1998. 135 с.
16. Потапова В.В., Федоренко М.В. Психология развития: норма и патология: учебно-методическое
Многоступенчатый и сложный процесс самопознания соединен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Кроме того, самосознание - это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
1.2. Особенности самосознания в дошкольном возрасте
Развитие самосознания в дошкольном возрасте происходит на основе интеллектуальных и эмоциональных особенностей ребенка и отражает как его возрастные, так и индивидуально-личностные особенности. В этот период формируются первые представления о себе, возникают некоторые формы социального взаимодействия, становится возможным самостоятельное построение актов поведения. Ребенок идентифицирует себя с определенным полом, осознает себя членом определенной возрастной групп