Особенности развития творческой активности младших школьников при работе с бумагой на уроках технологии

Скачать дипломную работу на тему: "Особенности развития творческой активности младших школьников при работе с бумагой на уроках технологии". В которой определены особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Проведена диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников экспериментального класса.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.10.2025
Объем файла
2977 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Творческая активность - это способность индивида активно и самостоятельно искать зону риска, ставить задачи, определять принципы, лежащие в основе той или иной идеи, явления, действия, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. И именно формирование творчески активной личности учащихся является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики [1].
Самый важный период детства - это время учебы в начальной школе. Именно там закладываются фундаментальные основы нравственности и целенаправленного воспитания личности, а образовательная деятельность превращается в основной вид деятельности. Источниками полноценного развития ребенка являются два вида деятельности - образовательная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общая способность к обучению, в рамках творческой деятельности формируется общая способность к поиску и нахождению общих решений, необычных способов достижения желаемого результата, новых подходов к рассмотрен

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 7

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 10

1.1 Сущность творческих способностей личности 10

1.2 Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии 15

1.3 Художественная обработка бумаги как средство развития творческих способностеймладших школьников 26

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С БУМАГОЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 38

2.1 Анализ уровня развития творческих способностей младших школьников 38

2.1.1. Анализ творческого мышления с помощью теста Э.П. Торренса 39

2.1.2. Анализ уровня развития творческого воображения с помощью методики Р.С. Немова «Вербальная фантазия» 42

2.1.3. Анализ уровня развития художественно-творческого восприятия с помощью методики Р.С. Немова «Чего не хватает на этих рисунках? » 46

2.2. Содержание развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги 49

2.3 Динамика уровня развития творческих способностей младших школьников 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65

Приложение 71

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Безрукова, В. С. Основы духовной  культуры (энциклопедический  словарь педагога )/ В. С. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-774 с.

2. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 253 с.

3. Львов М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка / М.Р. Львов // Начальная школа.– 1993.- № 1. – С. 21-26.

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. Очерк /Л. С. Выготский, 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. - С.96. 

5. Востриков  A.A. Теория и  технология продуктивного  обучения в  начальной школе: Автореф. дис. на соискание ученой степ. канд. пед. наук/A. A. Востриков; Ярослав, гос. пед. ун -т. Ярославль, 2001

6. Мункуева А. А. Педагогические условия личностно -ориентированного образования / А.А. Мункуева. - Улан -Удэ, 2000.

7. Дьяченко О.М. Лес, полный чудес. Развитие воображения 3-5 лет. М.: Карапуз, 2010. — 20 с.

8. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М. , 1996 г., гл. 1-3, стр. 8-128

9. Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. 1–4 классы (утверждён приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 № 373) (в ред. приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) [Электронный ресурс ] // Учительская газета: [сайт]. URL: http://www. ugru /new_standards /3 

10. Ершова, Е. С. Развитие творческих и специальных способностей обучающихся системы дополнительного образования в предметной области «Технология »: автореф. дис. …канд. пед. наук. М. , 2011. - 25 с.

11. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной  деятельности детей  / Е.И. Игнатьев. - 2-е изд. дополненное. - М., 1961

12. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для Учащийсяов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д. ; 4-е изд. - Москва: Издательский центр "Академия ", 2007. — 194 с

13. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС -пресс, 2004. - 365 с 

14. Развитие творческих способностей у детей / В. А. Борзова, А. А. Борзов. - Самара : Самар. Дом печати, 1994.

15. Матюхина МВ. , Михальчик Т. С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для Учащийсяов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения »/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. -М.: Просвещение, 1984.—256с.

16. С. Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии », Серия «Мастера психологии», СПб. : издательство Питер Ком, 1999.

17. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – № 10. – С. 34-37.

18. Львов М. Р. Школа 

Младший школьный возраст - благоприятный период для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть большое желание познавать окружающий мир. Накопленный опыт и знания являются необходимой предпосылкой для будущей творческой деятельности.
1.3 Художественная обработка бумаги как средство развития творческих способностей младших школьниковЗначимой целью формирования творческих возможностей является не только обучение детей навыкам производства высококачественных изделий, но и развитие чувства формы, умения создавать и оценивать сочетание оттенка, композиции, гармоничности, симметрии. Закон единения труда и красоты выявляется в их тесной взаимосвязи, стремлении и сделать вещь лучше, компактнее, экономичнее, комфортнее, красивее. Изучая приемы переработки различных материалов в процессе работы с аппликацией, учащиеся осваивают экспрессивные средства и образно-фабульное наполнение изготовлений народных мастеров. Овладение все