Формирование мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Наличие мотивации является одним из основных условий успешного преодоления речевых нарушений у школьников. Актуальность этой проблемы подтверждается наблюдениями логопедов-практиков и работами исследователей. Содержание логопедической коррекции зачастую включает в себя однотипные упражнения, выполнение которых требует усилий со стороны детей в преодолении трудностей. Особенности развития эмоционально-волевой сферы не позволяют ребенку продолжительное время сохранять устойчивый интерес к материалу логопедических занятий, быть настойчивым в достижении результата.
Диссертационные исследования, посвящённые теме коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, традиционно уделяют много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены. Однако, в современной логопедии и специальной психологии наименее изученными остаются вопросы формирования мотивации младших школьников с речевыми нарушениями к посещению логопедическ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ………………………………………………………………6
1.1. Организация содержания коррекционной работы с детьми ОВЗ в общеобразовательной школе, в том числе организация логопедических занятий …………………………………………………………………………..6
1.2. Сущностная характеристика понятия «мотивация», виды мотивации в младшем школьном возрасте ………………………………….11
1.3. Психологические причины трудностей формирования мотивации к посещению логопедических занятий у младших школьников с нарушениями речи ……………………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ К ПОСЕЩЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ………………….…..21
2.1. Методика исследования состояния мотивации младших школьников к посещению логопедических занятий…………………………..21
2.2. Анализ результатов исследования мотивации младших школьников к посещению логопедических занятий………………………………………..24
2.3. Формирование мотивации к посещению логопедических занятий у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи посредством веб-квеста…………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Арапова, В.Д. Роль новейших информационных технологий в организации образовательного процесса детей с нарушениями речи /В.Д. Арапова // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции.- 2019.- С. 15-19.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 2006. - 158 с.
3. Багузина, Е.И. Психолого-педагогические предпосылки создания веб-квестов / Е.И. Баргузина // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 105. М. : Изд-во МосГУ, 2009. С. 50–55.
4. Березнева, Е. Ю. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития / Березнева, Е. Ю., Крысова Т. И. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2015.- № 6-2.- С. 335–338.
5. Бессонова, Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения / Т.П. Бессонова. - М.: Аркти, 2019-74 с.
6. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битя¬нова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева. - М.: Изд-во «Совершенство», 2010. - 352 с.
7. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиная.-М. : Педагогика, 2009.- 351 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М: Педагогика, 2010. - 464 с.
9. Борисова, Е.А. Занятия – это скучно? … Нет, интересно! / Е.А. Борисова// Логопед. -2008. №2. -С. 35-37
10. Валявко, С.М. Особенности мотивационной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи : монография / С.М. Валявко ; Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Моск. гор. пед. ун-т» (ГОУ ВПО МГПУ), Ин-т психологии, социологии и соц. отношений . – М. : Компания Спутник+, 2009. – 183 с.
11. Валявко, С.М. Особенности мотивационной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи : автореф. на соиск. науч. стр. канд. психол. наук / Светлана Михайловна Валявко. – Москва, 2006.- 26 с.
12. Валявко, С.М. Эмпирический опыт конструирования и формализации психодиагностических методик на примере теста общей и специальной мотивации/ С.М. Валявко // Системная психология. – 2014. – № 3 (11). – С. 28–40.
13. Ворошилова, Е.Л. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи/ Е.Л. Ворошилова, О.Е. Грибова, А.Ю. Дымкова, А.А. Константинова, Т.В. Кошечкина, О.В. Шичанина М.: Институт коррекционной педагогики, РАО, 2020 [Электронный ресурс].- https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-8/
14. Головаха, Е.И. К исследованию мотивации жизненного пути / Е.И. Головаха // Мотивация личности. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 289 с.
15. Горбунова, О.В. Веб-квест в педагогике, или как обучить работе с информацей / О.В. Горбунова, Н.С. Кузьминова //Народное образование.- 2013-№6.- С. 242-249
16. Давыдов, В. В. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности/ Давыдов В. В., Маркова А. К., Шумилин Е.
И несмотря на то, что на занятиях мы не сравниваем результаты, дети сами оценивают свои «достижения» и, как правило, не в свою пользу. Многие из них сильно переживают, когда у них что-то не получается особенно длительное время. У них пропадает интерес к занятиям с логопедм, появляется неуверенность в себе. Чем больше выражено речевое недоразвитие, тем сильнее это проявляется. Усугубляется это обстоятельство, если ребёнок тревожный, робкий, неуверенный в себе (С.В. Иванова, Л.А. Комарова, Н.А. Мёдова) [20, 24, 33].
Первостепенная задача учителя-логопеда – всеми способами помочь ребёнку поверить в себя и в свои возможности, почувствовать себя успешным. На занятиях необходимо оценивать не конечный результат, а приложение усилий на пути к нему. Стараться находить даже совсем маленькие достижения, хвалить ребёнка. Именно такой подход позволяет всем детям независимо от их возможносте