Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом в дошкольном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных задач деятельности дошкольных образовательных учреждений является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. В большей мере решение данной задачи осуществляется средствами физического воспитания. Занятия различными видами физкультурно-спортивной деятельности позволяют расширять уровень владения двигательными действиями, способствуют развитию физических качеств (силы, гибкости, выносливости, быстроты, координации) [9].
По мнению М.А. Руновой, ?основными задачами физического воспитания в детском дошкольном образовательном учреждении являются: сохранение здоровья детей, формирование школы движений, воспитание основных физических качеств, воспитание гармонично развитой, творческой и волевой личности. На занятиях по физическому воспитанию необходимо формировать осознанное отношение детей к движениям и упражнениям на основе овладения ими интеллектуальной составляющей двигательной деятельности, что, в свою очередь, невозможно без включения в про
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………..7
1.1 Интерес как составляющая мотивационной сферы человека……….7
1.2 Психолого-педагогические особенности дошкольников, обусловливающие формирование и развитие мотивационной сферы…….13
1.3 Обобщение опыта организации и проведения занятий физической культурой и спортом в дошкольном возрасте………….….…………………..25
Выводы по главе I ………………………………………………………31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.………………………………………………………………….…..34
2.1 Цель задачи и методики опытно-экспериментальной работы…….34
2.2 Оценка интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольного возраста (констатирующий этап)………………………...41
2.3 Особенности формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольного возраста (формирующий эксперимент)…………………..44
2.4 Оценка эффективности предлагаемой методики формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольного возраста (контрольный этап)……………...51
Выводы по главе II ……………………………………………………….58
Заключение ……………………………………………………………….60
Список литературы ………………………………………………………63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алхасов Д. С. Теория и история физической культуры (в таблицах и схемах): методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050141 «Физическая культура» / Д. С. Алхасов. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 100 с.
2. Анисимова М.С. Двигательная деятельность младшего и среднего дошкольного возраста / М.С. Анисимова, Т.В. Хабарова. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
3. Базовая программа развития ребенка дошкольного возраста «Я в мире». – Педагогическая наука, 2008. – 232 с.
4. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Д.А. Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка: Учеб. пособие. Москва; Воронеж: МПСИ, 2005. – 215 с.
5. Бобровский, А.В. Мотивация спортивной деятельности /А.В. Бобровский, В.А. Бобровский, А.А. Гераськин / Спортивный психолог. – № 3. – 2004. – С. 18–21.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Знание, 2013. С. 112.
7. Буркова Е. В. Проблемы формирования мотивации дошкольников // Культура и образование: от теории к практике. – 2015. – № 1. – С. 162–166.
8. Быстрова Н. В. Формирование интереса к спорту у дошкольников // Современный ученый. – 2019. – № 1. – С. 37-41.
9. Воротилкина И.М. Пути сохранения физического развития и здоровья дошкольников в аспекте ФГОС ДО // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2017. – №6. – С. 286-287.
10. Высоцкая Л. А. Организация работы по физическому воспитанию со старшими дошкольниками / Л. А. Высоцкая, М. В. Косенко, Н. В. Финогенова // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 10. – С. 17-18.
11. Гаврилова И. А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - 2-е изд., стереотип. - Москва : Флинта, 2016. - 264 с.
12. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пос. - М.: ИЦ "Академия", 2010. - 288 с.
13. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. -М.: ФиС, 2006. - 208с.
14. Губа В.П. Основы двигательного развития детей дошкольного возраста / В.П. Губа, А.А. Солонкин. – СПб.: Физкультура и спорт, 2009. – 88 с.
15. Дмитриева В.Г. Академия раннего развития. – М.: АСТ, 2007 – 72 c.
16. Евтин А.Б., Соколов В.В., Реутова О.В. Формирование интереса к физической культуре у старших дошкольников в процессе дополнительных занятий спортивной направленности // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 12-20.
17. Ильин Е.П. Психология спорта. Спб.: Питер.- 2010. - 352 с.
18. Ильинский С.В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта. //Вестник Самарской гуманитарной
Больше разнообразие средств физического воспитания, высокое многообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет существенно расширять круг интересов дошкольника, способствует формированию целостной картины мира, являясь хорошим инструментом познания.
Стоит отметить, что процесс формирования зрительно-двигательных координаций дошкольников постоянно сопровождается речью взрослого. Называние действий и их многократное повторение способствуют формированию общих двигательных восприятий. Указания, уточнения, вопросы педагога формируют наблюдение дошкольников и подводят их к самостоятельным умозаключениям (прокатывать мяч 2-3-5 раз, бег под музыку - развитие внимания, слухового восприятия, слухомоторной координации) и являются следующей периодом активизации мыслительной деятельности (левой рукой достать правое