Педагогические условия развития когнитивной сферы личности учащихся во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Когнитивная сфера является фундаментальной основой личности учащихся, что в свою очередь достаточно сильно соприкасается с воспитательной сферой учебного процесса, а так же его задачами. В примерной рабочей программе одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протоколом от 23 июня 2022 г. № 3/22) указаны задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации. Обобщая всё, описанное в данном нормативном акте, можно со смелостью утверждать, что главной задачей воспитания в школах является развитие когнитивной сферы личности учащихся.
Педагог может реализовать воспитательный потенциал в деятельности, как в урочной, так и во внеурочной. Однако в урочной деятельности процент приоритетности воспитательных задач гораздо ниже, чем обучающих из-за недостатка отведённого времени. Поэтому в полной мере воспитательная составляющая учебного процесса компенсируется во внеурочной деятельности.
Степень
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты педагогических условий развития когнитивной сферы личности учащихся во внеурочной деятельности……….. 6
1.1. Внеурочная деятельность как направление воспитательной работы в современной школе……………………………………………................. 6
1.2. Развитие когнитивной сферы личности учащихся: сущность, педагогические условия и возможности во внеурочной деятельности………………………………………………………………… 11
Выводы по 1 главе………………………………………………………….. 16
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты развития когнитивной сферы личности учащихся во внеурочной деятельности………………………………………….. 17
2.1. Инновационные практики и технологии подходящие для развития когнитивной сферы личности учащихся во внеурочной деятельности………………........................................................................... 17
2.2. Проект по применению интегральной технологии в развитии когнитивной сферы личности учащихся во внеурочной деятельности.... 22
Выводы по 2 главе………………………………………………………….. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….... 30
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева М.П.. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в современной школе в условиях реализации ФГОС // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.
2. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 12. — С. 19–21.
3. Ахметова Л. В. Когнитивная сфера личности – психологическая основа обучения Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 9 (87)
4. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 4. — С. 10–16.
5. Боднар А. М.. Психология памяти: курс лекций / А. М. Боднар ; под редакцией Касатова А. П. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014.
6. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: Владос, 2004. — 160 с.
7. Григорьев Д.В., П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.
9. Дорожков А. А. Создание единого воспитательно-развивающего пространства лицея: принципы, условия, механизмы // Воспитание и дополнительное образование. — 2013. — № 1. — С. 10–14.
10. Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262)
11. Завадская, И. Ю. Повышение качества воспитания и образования через внеурочную деятельность школьников / И. Ю. Завадская, Д. М. Каирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 262-264.
12. Л. В. Ахметова, А. Н. Стась, Т. Т. Газизов. Электронный мониторинг психологической структуры когнитивной сферы личности обучающихся https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-monitoring-psihologicheskoy-struktury-kognitivnoy-sfery-lichnosti-obuchayuschihsya [дата обращения 19 01 2023]
13. Лаврентьев Г.В., Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2). http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html [дата обращения 18.01.2023]
14. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды/А.С. Макаренко. – Москва: Из
Для подростка все большее значимость начинает приобретать абстрактное мышление, способность устанавливать предельное количество смысловых связей в окружающем мире. Подросток постоянно модифицирует свои психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство меняет мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с определенной ситуацией, так как может работать с логикой рассуждений. Он усваивает законы формальной логики и начинает в ней ориентироваться.
Всё выше перечисленное связанно с переходом мышление подростка от наглядного познания к дедуктивному. Это проявляется в критицизме, а так же требовании научных доказательств. Подросток интересуется конкретикой, философскими вопросами. Переход с одного типа мышления на другой оказывает влияние и на речь. Мышление для подростка является основополагающей функцией для други