Развитие мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения на уроках технологии в начальной школе
Введение
Актуальность. Развитие мелкой моторики является важной частью обучения. Этот навык, который напрямую влияет на речь и мыслительную деятельность.
Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а порой и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает становление чувствительности моторики рук, отрицательно воздействует на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Между зрением и осязанием, безусловно, много общего - с точки зрения той информации, которую они дают. Но осязание может стать эффективным средством познания окружающего мира только при тренировке пальцев и ладоней рук. Поэтому развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение для детей с нарушением зрения.
Степень изученности темы. Процесс воспитания и обучения слабовидящего ребенка требует больше времени, использования специальной техники и необходимого внимания к здоровью ребенка. Проблема и
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения на уроках технологии 5
1.1. Понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения 7
1.3. Методы и приёмы развития мелкой моторики на уроках технологии 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения 14
2.1. Выборка первичной диагностики младших школьников с нарушением зрения 14
2.2. Практическая работа по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения на уроках технологии 17
2.3. Анализ результатов исследования 19
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25
Приложения 28
Список использованных источников и литературы
I. Литература
1. Буцыкина Т. П., Вартапетова Г. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. 2015. № 3. С. 84-95.
2. Гаврина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.В. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербина. М.: 2020. 112 с.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров Академия развития: Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, К: Академия Холдинг. 2020. 192 с.
4. Гуревич М. О. Психомоторика / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. М.. 2016. 342 с.
5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2018. 208 с.
6. Дзусова Б.Т., Теблоева З.Б. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 40-43.
7. Жаренков Г.И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения. (в сб. коррекционно-развивающее обучение). М.: Дрофа, С. 115-148.
8. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная. М. : Новая школа, 2016. 144 с.
9. Илюхина В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. 2021. № 8. С. 16-24.
10. Карманова Л. В., Шебеко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. Минск, 2015. 184 с.
11. Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша / Л. Ф. Климанов. - Тула: «Родничок», 2018. С. 32.
12. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов /Т. С. Комарова. - М.: Мозайка-синтез, 2015. - 128 с.
13. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2014. 42 с.
14. Лемещук М.А. Проблема общения у детей с общим недоразвитием речи в научных трудах исследователей // Азимут научных исследований: педагогика и психология
В условиях трудовой и наглядно-практической деятельности у детей с нарушениями зрения развиваются аналитические способности. При различении различных признаков изделий, обрабатываемых в процессе деятельности, у детей формируются представления о динамически изменяющихся предметах и их деталях.
Изучая различные материалы, дети узнают их свойства и в соответствии с ними определяют способы обработки, при этом используют разные инструменты.
Также одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у младших школьников являются занятия по лепке. Этот метод одновременно является и обучающим, и развивающим. Он очень многообразен, ведь лепить можно из пластилина, пластики, гипса, глины, теста и многих других материалов, уже даже в такой способ (используя разные материалы для лепки) формируя у ребенка определенные знания относительно свойств материала и различий между материалами.
Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и ко