Выявление специфики логопедического процесса коррекции словарей
ВВЕДЕНИЕ
В процессе рождения ребенок постоянно осваивает языковые средства: происходит накопление и качество совершенствования словарных запасов, формируется система различных форм и слов, постепенно развивается смысловое значение слова, повышается уровень обобщения усвоенных слов.
Речь - основное средство человеческой коммуникации, инструмент мыслей. Слово, пишет Л.С.Выготский, относится и к речам, и к мыслям. Она является живой клеткой, которая содержит в самом простом виде основные свойства, присущие основным свойствам речевого мышления вообще. Слово не является ярлыком, наклеенным как индивидуальное название для отдельного предмета. Она всегда обозначает предмет и явление, о котором они обозначают обобщенно, а следовательно, является актом мысления. Речь идет о главном системном факторе процесса знания. При помощи вербализации полученный опыт структурирован в единую смысловую среду. Поэтому различные ученые выделяют особо важные для подготовки ребенка к обучению в школе хара
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ 6
1.1 Формирование лексической стороны речи в онтогенезе 6
1.2 Появление стертой дизартрии у детей и особенности овладения ими лексикой 10
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ МЫШЛЕНИЯ 35
2.1 Организация констатирующего этапа исследования 35
2.2 Формирующий эксперимент 38
2.3 Контрольный этап эксперимента 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В.М. Акименко. – М.: Феникс, 2020. – 112 c.
2) Алмазова, А. А. Развитие профессиональной языковой личности студентов–логопедов в процессе лингвистической подготовки / А.А. Алмазова. – М.: Прометей, 2019. – 204 c.
3) Андреева, Л. В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева. – М.: Академия, 2021. – 576 c.
4) Анищенкова, Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2021. – 160 c.
5) Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. – М.: Гном, 2021. – 240 c.
6) Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5–6 лет с ОНР. Альбом 2. Мир животных / Н.Е. Арбекова. – М.: Гном, 2021. – 586 c.
7) Афонькина, Ю. А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ / Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова. – М.: АРКТИ, 2021. – 104 c.
8) Баскакина, И. В. Звенелочка. Логопедические игры / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.: Айрис-пресс, 2021. – 186 c.
9) Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. – М.: Каро, 2021. – 176 c.
10) Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико–грамматических представлений и связной речи у детей 4–5 лет с ОНР и ЗПР / К.Е. Бухарина. – М.: Владос, 2021. – 833 c.
11) Васильева, Л. А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет / Л.А. Васильева. – М.: Каро, 2020. – 112 c.
12) Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2021. – 144 c.
13) Волков, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для вузов / Г.А. Волков. – М.: Гостехиздат, 2020. – 176 c.
14) Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.: Детство–Пресс, 2021. – 668 c.
15) Воробьева, Т. А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – М.: Литера, 2021. – 698 c.
16) Галкина, Г. Г. Звуки, буквы я учу! Методическое руководство к альбому упражнений №3 по обучению грамоте дошкольников / Г.Г. Галкина. – М.: ГНОМ и Д, 2020. – 872 c.
17) Герасимова, А. С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками / А.С. Герасимова. – М.: Айрис–пресс, 2021. – 224 c.
18) Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. – М.: Академия (Academia), 2019. – 717 c.
19) Глухов, В.П. Специальная педагогика и с
Е.Ф. Архипов отмечает, что в детском возрасте используются слова расширенными и дифференцированными значениями. Очевидно, что закономерность характера замены заключается в том, что заменяющие слова являются теми словами, которые являются наиболее привычными для речевой практики детей. Показано, что основной механизм нарушения лексико-грамматического строка речи для детей с стертым типом дизартрии – неправильное дифференциальное деление фонов, что приводит к трудностям различения лексики в связи с нечеткостью слухового, кинестетического звучания слова и, в частности, окончаниями.
В этой связи преимущественно нарушается морфологическая структура языка, формирование которой тесно связано с дифференциацией окончаний в их звуковом составе. Поэтому данные разных исследований свидетельствуют о наличии вторичных нарушений лексической компоненты функционал