Развитие межличностного общения детей 5-6 лет в сюжетно – ролевой игре
Введение
Актуальность исследования. Человек не может жить, не вступая в контакт с окружающими его людьми. Только в межличностных отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять себя, найти свое место в мире, стать полноценной личностью. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире межличностных отношений, и результаты опыта, приобретенного в этот период, составляют основу его будущей жизни.
Следует отметить, что детский сад играет значительную роль в этом процессе. Именно игровое общение детей в группе детского сада способствует развитию коммуникативных навыков. Известно, что первый опыт взаимоотношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Однако сегодня межличностные отношения дошкольников вызывают тревогу. Это связано с чрезмерной "технологизацией" общественной жизни. Ни для кого не секрет, что "лучшим другом" для современных детей является телевизор или компьютер, а их любимое занятие - просмо
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений детей 5-6 лет. 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. 9
1.2 Особенности развития межличностных отношений детей 5-6 лет: понятия и сущность. 18
1.3. Влияние сюжетно-ролевых игр на формирование межличностных отношений детей 5-6 лет 24
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию межличностного общения у детей 5-6 лет в сюжетно – ролевой игре. 43
2.1 Диагностика уровня межличностного общения детей 5-6 лет. 43
2.2 Педагогические условия межличностного общения детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре 56
2.3 Сравнительные результаты сформированности межличностного общения детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре. 61
Заключение 66
Библиографический список. 71
Приложения 77
Библиографический список.
1. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 24 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва, Центр педагогического образования, 2014 г. – 32 с. Интернет ресурс https://www.labirint.ru/screenshot/goods/450407/9/ дата обращения 10.03.2022г.
3. Акимова, Г.Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. [Текст] / Г.Е. Акимова. – СПб.: 2002. – 214 с.
4. Акулова, Е.И. Формируем у детей самостоятельность и ответственность [Текст] / Е.И. Акулова //Дошкольное воспитание. – М.: 2009. № 9. – С. 52-58.
5. Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых [Текст] / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 150 с. — (Открытая наука). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473842 (дата обращения: 27.11.2022).
6. Бюлер, К. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / К. Бюлер. – М.: Прогресс, 1993. – 528 с.
7. Васильева, Е.В. Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: / Е.В.Васильева. – РК Инта: МБДОУ «Детский сад №32 «Родничок», 2017 //Режим доступа: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/sbornik-syuzhetno-rolevykh-igr-napravlennykh-na-razvitie-obshcheniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 9.10.2022г.)
8. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] /Л.А.Венгер //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1978. – С. 32-36.
9. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде: Дис. канд. пед. Наук. [Текст] /Т.А.Власова. – Екатеринбург, 2000. – 260 с.
10. Воспитание детей в игре [Текст] / Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение, 2007. – 159 с.
11. Выгодский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. Выгодский. – М.: Перспектива. – 2020. – 224 с.
12. Гнездилов, Г.В. Возрастная психология и психология развития: Учебное пособие. [Текст] / Г.В. Гнездилов. – М.: Изд-во СГУ. 2013. – 204 с.
13. Дуброва, В.П., Милашевич, Е.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении[Текст] / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич //Педагогическая практика в детском саду. М., 1998. – С.93 -100.
14. Еникеев, М.И. Общая и специальная психология. [Текст] / М.И. Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. 2000. – 624 с.
15. Жуковская, Е.А. Игра и ее педагогическое значение[Текст] / Е.А. Жуковская. – М.:Педагогика, 2009. – 112 с.
16. Запорожец, А. В. Некоторые психологические
Постепенно может сформироваться потребность, объединяясь с товарищами, коллективно воздействовать на тех, кто ведёт себя плохо в группе, нарушает общие правила.
В дошкольный возрастной период начинают формироваться правильные социальные мотивы и чувства. Очень важно внимательно проследить, чтобы дошкольное детство явилось бы периодом, когда выверенное первоначальное воспитание стало бы залогом и основой на всё последующее развитие человека.
Таким образом, у дошкольников, связанных групповыми отношениями, начинают вырабатываться общественное мнение, взаимная оценка членов коллектива.
В группе сверстников постепенно складывается общественное мнение, взаимная оценка детей, эти факторы существенно влияют на развитие личности ребенка. Дошкольник начинает учитывать и руководствоваться его собственной оценкой в группе сверстников, считаться с их неодобрением, стремиться заслужить их положительное о