Технологии развития критического мышления у обучающихся для работы с текстом на основе современных УМК по отечественной̆ истории

Скачать дипломную работу на тему: "Технологии развития критического мышления у обучающихся для работы с текстом на основе современных УМК по отечественной̆ истории". В которой проанализирован опыт применения технологий критического мышления на уроках истории. Проведена диагностика уровня развития критического мышления у обучающихся 6 класса.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.10.2025
Объем файла
678 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность исследования. Современный мир наполнен разнообразной информацией. Она окружает нас повсюду: в социальных сетях, в средствах массовой информации, в учебниках и даже в компьютерных играх.
Но всегда ли эта информация является достоверной? Как отличить истину от лжи? В этом нам поможет критическое мышление.
Критическое мышление – это умение анализировать и отделять необходимую информацию от второстепенной, истинную от ложной, а также умение применять ее в необходимых ситуациях.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», образовательный процесс должен быть направлен на самореализацию и всестороннее развитие личности. В качестве личностного развития Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО) указывает на приобретение профессионального, творческого опыта, самопознание, осознанный и ответственный выбор профессионального и жизненного пути. Особо стоит обратить внимание, что обучающиеся основн

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей работы по формированию критического мышления на уроках истории в 6 классе ……………………...6
1.1. Психолого-педагогические основы преподавания истории в 6 классе…...6
1.2. Понятие «критическое мышление» и его особенности…………………12
Глава 2. Методические аспекты работы по формированию критического мышления на уроках истории………………………………………………...22
2.1. Приемы использования технологии критического мышления на уроках истории при работе с текстом. ………………………………………………..22
2.2. Опыт применения технологий критического мышления на уроках истории…………………………………………………………………………...37
Глава 3. Экспериментальная работа над развитием критического мышления у обучающихся 6 класса………………………………………………………...41
3.1. Диагностика уровня развития критического мышления у обучающихся 6 класса……………………………………………………………………………..41
3.2. Описание экспериментальных уроков…………………………………..43
3.3. Результаты экспериментального обучения……………………………...70
Заключение……………………………………………………………………….76
Список использованных источников и литературы…………………………78

Список использованных источников и литературы

1. Астахова, Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография / Л.В. Астахова, Т.В. Харлампьева /Под научн. Ред. Л.В. Астаховой. – М.: РАН, 2012. – 136 с. – ISBN 5-93208-043-4.

2. Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.

3. Библер, В.С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога / В.С. Библер. – М.: Медиа, 2012. – 199 с. – ISBN 978-5-699-38882-0

4. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос, Учеб. -метод. Пособие. – М.: Мирос, 2002. – 176 с.

5. В.С. Зайцев Современные педагогические технологии. Учебное пособие. Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с.

6. Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2005 № 3. 

7. Воевода, Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. Ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. – С. 120-126.

8. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории [Текст] / Е.Е. Вяземский. – М.:ВЛАДОС, 2013. С.237.

9. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. ― 3-е изд. / А.А. Гин. ― М.: Вита-Пресс, 2002. ― 88 с. – ISBN 978-5-7755-2375-6 

10. Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке / И.В., Муштавинская, Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.- ISBN 978-5-7755-2670-2

11. Казанцева, Д.Б. Развитие творческого потенциала личности и общества //Материалы международной научно-практической конференции. – Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2013 – 150 с.- ISBN 978-5-7755-3115-7

12. Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности: Учебник/ Д. Клустер. – М.: ЦГЛ, 2005. – 80 с. – ISBN 5-7695-1850-2.

13. Короткова, М.В. Противоречивые проблемы преподавания истории / М.В. Короткова // Преп

Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия, дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике .
Существует несколько видов мышления: наглядно-образное, словесно-логическое, наглядно – действенное. Наглядно-образное мышление опирается на представление и образы. Важное основой такого мышления является наблюдение. Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте 4-6 лет (дошкольный период), когда ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром, посредством органов чувств. 
В основе словесно-логического мышления лежат логические операции с понятиями. Оно проявляется в младшем школьном возрасте, в процессе решения учебных задач. При формировании такого мышления формируются следующие логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Наглядно-действенное мышл